Пресса «третьего сектора»

Деятельность «третьего сектора» не удостаивается пока столь же пристального внимания журналистики, как социальная проблематика. Дело в том, что общество недостаточно осведомлено о том, что такое некоммерческие организации и какова сфера их влияния. Результаты большинства опросов, проведенных в регионах России, демонстрируют, что граждане не информированы о существовании и предназначении независимых общественных организаций, с недоверием к «третьему сектору».

Интересно
В свою очередь его представители объясняют сложившуюся ситуацию следующим образом. В объединениях, представляющих «третий сектор», при обсуждении проблем их взаимодействия с массмедиа часто высказываются упреки в адрес журналистов по поводу их предвзятости, невнимательности к гражданским инициативам, неверия в альтруизм и искренность общественников.

Насколько журналистам и представителям некоммерческих организаций трудно найти взаимопонимание, можно продемонстрировать на примере освещения массмедиа усилий бизнесменов-благотворителей. С одной стороны, они демонстрируют социальную ответственность, используют свои ресурсы для оказания помощи менее обеспеченным гражданам.

С другой стороны, возникает необходимость в том, чтобы убедить журналистов в отсутствии коммерческой подоплеки проводимых акций и, естественно, оснований для обвинений редакции печатного издания, публикующей сообщения о них, в размещении «скрытой рекламы».

Однако противоречие не устраняется, полагают исследователи, так как публичная информация о благотворительности, не являясь рекламой, влияет на формирование имиджа организации в глазах представителей власти, предпринимателей, населения в целом и способствуют коммерческому успеху.

Несмотря на затруднения в поиске общего языка с журналистами, большинство российских некоммерческих организаций определили способы распространения сообщений о своей деятельности. Как правило, используются различные каналы.

Имеются в виду и сотрудничество с информационными агентствами и сотрудниками массовых печатных изданий и аудиовизуальных массмедиа, и распространение собственных непериодических бюллетеней и регулярных изданий, электронная рассылка и размещение материалов на сайтах, разработка просветительских проектов для журналистов, устройство конференций и семинаров.

Механизмы взаимодействия «третьего сектора» с федеральными и местными средствами массовой информации приводятся в действие при использовании принципов связей с общественностью. В практику вошло понятие «информационного повода», связанное с организацией пресс-конференций, презентаций, пикетов, митингов, т. е. акций, способных заинтересовать журналистов.

Партнерами некоммерческих объединений чаще всего становятся те журналисты, которые трудятся в отделах политики или социальной жизни. Во взаимоотношениях с массмедиа предполагается учитывать индивидуальность журналиста, в том числе профессионализм, степень солидарности во взглядах.

Путь выхода из тупиковой ситуации может указать и преобразование прессы некоммерческих организаций в социальную журналистику. Словосочетание «социальная журналистика» довольно активно используется в профессиональном журналистском обиходе, однако определения этому понятию не дано.

Как правило, оно используется для обозначения того сегмента журналистской деятельности, предметом которого являются так называемые социальные проблемы:

  • положение в обществе социально уязвимых социальных групп − пенсионеров, сирот, многодетных семей, переселенцев;
  • соблюдение прав человека;
  • экономическое благосостояние граждан; проблемы здравоохранения, образования.

Этот предмет настолько обширен и расплывчат, что при некотором усилии с «социальной журналистикой» можно связать почти любые темы. Казалось бы, у представителей «третьего сектора» достаточно возможностей, чтобы полно информировать население о своей деятельности. Почему же тогда оно с недоверием относится к некоммерческим организациям? Как можно оценить качество работы «прессы третьего сектора»?

На этот счет высказываются противоречивые суждения. Анализ коммуникационной эффективности печатных органов ряда некоммерческих организаций показал, что менее половины сотрудников имеют журналистское образование, однако с момента выпуска первого номера тираж большинства изданий увеличился в полтора-два раза.

Интерес читателей вызван наличием постоянных рубрик, под которыми публикуются ответы на вопросы читателей, и сообщений о встречах, организуемых общественными объединениями, а также публикацией материалов на актуальные социальные темы, не представленные в «большой прессе».

Другие исследователи отмечают очевидные недостатки в деятельности прессы «третьего сектора». В ее материалах прослеживается отсутствие или недостаточность применения различных коммуникативных форм и методов сотрудничества с читательской аудиторией. Слабость прессы «третьего сектора» объясняется нестабильностью финансирования, недостаточным профессионально-квалификационным уровнем сотрудников, отсутствием конкуренции между печатными изданиями.

Некоммерческими организациями периодика издается малыми тиражами, потому что, по мнению профессиональных журналистов, представляет, как правило, слабые издания, скучные по тематике и формам подачи материала, плохо сверстанные, ориентированные на узкий сегмент аудитории, в основном на активистов «третьего сектора» или представителей социально уязвимых групп населения.

Рынок некоммерческой периодики общественных организаций характеризуется наличием потенциала, но в силу отсутствия разработанных стратегий и технологий деятельности значительно уступает в конкурентной борьбе профессиональной прессе. Большинство людей, причастных к созданию изданий «третьего сектора», отмечают исследователи, не воспринимают себя в качестве журналистов, а стремятся быть либо пропагандистами какой-то идеи, либо утоляют честолюбие. И та, и другая мотивация имеет право на существование, но чаще всего разделяющие ее люди не заинтересованы в том, чтобы делать профессионально ориентированное издание.

По мнению И. Дзялошинского, причина сложившегося положения кроется не только в пассивности некоммерческих организаций, но и в специфике отношения средств массовой информации к проблемам «третьего сектора» в России.

Эпизодическая информация, время от времени проскальзывающая в прессе и на телеэкранах, носит констатирующий характер. Пристальное внимание какой-либо некоммерческой организации уделяется только в том случае, если она причастна к громкому скандалу. Более того, «большая пресса» энергично культивирует представления о коррумпированности руководителей общественных организаций.

Таким образом, у прессы «третьего сектора» имеется немало возможностей для устранения пробелов в информировании населения о делах общественных объединений. Потенциал некоммерческих печатных изданий общественных организаций существен, однако вследствие отсутствия технологий деятельности они значительно уступают в конкурентной борьбе профессиональным массмедиа.

Перспективы связаны, очевидно, с применением различных коммуникативных методов сотрудничества с читательской аудиторией, повышением профессионального уровня сотрудников, созданием условий для конкуренции, большем внимании к тематике, освещаемой социальной журналистикой (проблемы жизни уязвимых групп населения, соблюдение прав человека).

Ощутима и необходимость в обеспечении разнообразия содержательно-тематических моделей печатных изданий, выпускаемых некоммерческими организациями, совершенствования форм подачи материалов. В свете использования этих возможностей пресса «третьего сектора» вполне способна стать своеобразной в творческом отношении сферой профессиональной самореализации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)