Предупреждение региональной корыстной преступности
Общесоциальное предупреждение корыстных преступлений связано, прежде всего, с совершенствованием существующих общественных отношений в сфере производства и распределения, повышением материального благосостояния населения и т.п.
Основная деятельность государства при этом должна заключаться в создании условий для многообразия и широкой доступности легальных способов достижения материального благополучия, в воспитании такой личности, для которой правомерный путь достижения своих целей является единственным, в создании и охране таких общественных отношений, при которых каждый человек способен позаботиться о себе самостоятельно, создать условия для собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.
Политика страны, направленная на обеспечение безопасности граждан, сохранности их имущества, снижение социальной напряженности и повышение уровня жизни в стране, позволяет предложить комплекс мер по предупреждению корыстной преступности, к основным направлениям которых следует отнести:
Совершенствование государственной политики в сфере улучшения материального благосостояния, в первую очередь малообеспеченных слоев населения, поскольку предупреждение различных форм преступных деяний корыстной направленности связано с оптимальным решением фундаментальных социально-экономических проблем жизни общества и конкретного человека, в частности.
Предоставление всем гражданам равных возможностей в сфере экономической деятельности позволит сформировать массовый слой экономически активных, законопослушных и материально обеспеченных людей. Это важнейшее направление предупреждения корыстной преступности пока только декларируется.
Вместе с тем на снижение корыстной преступности могут повлиять:
- своевременная выплата заработной платы, постепенное повышение ее уровня, который опережал бы уровень инфляции в стране; повышение пенсий по старости и инвалидности до размеров, позволяющих достойно жить пенсионерам разных категорий, решение проблем занятости населения и жилищных вопросов;
- разработка мер по повышению уровня материальной базы детских домов, социально-реабилитационных и коррекционных учреждений, жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств к существованию, развитию учреждений по социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства и не имеющим постоянного источника дохода;
- разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи (в т.ч. сельской местности), безработных и бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев (в т.ч. из Украины), ранее судимых и иных лиц, не имеющих постоянных доходов и иных средств к существованию;
- создание на территории Алтайского края центров реабилитации для лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также центров ресоциализации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Следует уделять должное внимание нормативно-правовому обеспечению борьбы с корыстной преступностью.
Для более эффективной борьбы с организованной преступностью и коррупцией целесообразно было бы принять отдельные комплексные законы.
Правовое обеспечение борьбы с корыстной преступностью включает также постоянное совершенствование нормативной базы экономического, финансового, банковского, налогового, таможенного, валютного и других видов контроля в сфере экономической деятельности юридических и физических лиц, предполагающих меры по обеспечению:
- финансового контроля в стране, который возложен на Счетную палату, Министерство финансов и другие федеральные ведомства и контрольно-ревизионные органы исполнительной власти;
- налогового контроля, осуществляемого государственной налоговой службой и органами внутренних дел, и валютного контроля, осуществляемого органами Федеральной службы по валютному и экспортному контролю;
- своевременного выявления и предупреждения коррупционных действий служащих административными, финансовыми и налоговыми органами контроля в соответствии с законодательством по борьбе с коррупцией в системе государственной службы.
Единая целенаправленная государственная политика на всех уровнях власти обусловила необходимость унификации организационных моделей противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровнях.
Однако это не исключает, а, напротив, предполагает наличие особенностей отдельных региональных моделей в силу присущей каждому субъекту Российской Федерации специфики коррупционных рисков, структуры коррупционных деяний и методов их осуществления.
В связи с чем предстоит интенсифицировать исследования на региональном и муниципальном уровнях законодательства, проработать теоретико-методологические вопросы создания и внедрения новых технологий противодействия коррупции.
Несомненно, основная нагрузка по осуществлению специально-профилактических мероприятий по предупреждению корыстных преступлений ложится на органы внутренних дел, которые в т.ч. осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории, структуре, динамике и уровне преступности, тенденциях ее развития, статистических данных по преступлениям рассматриваемой группы и т.п.
Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию корыстных преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности – одно из серьезных направлений по предупреждению преступлений рассматриваемой группы, поскольку высокая латентность и низкая раскрываемость этих деяний предопределяют безнаказанность корыстных преступников и способствуют разрастанию такого вида преступности.
Реализация этого направления требует от оперативных и следственных работников высокой квалификации и специализации, а также тесного взаимодействия между службами, правоохранительными структурами, а также средствами массовой информации:
- индивидуальная профилактическая работа с лицами, состоящими на профилактическом учете, включающая в себя своевременное выявление граждан, от которых можно ожидать совершения преступлений против собственности; систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни; принятие необходимых мер к недопущению с их стороны преступных деяний. Профилактическое значение имеет контроль, осуществляемый участковыми уполномоченными полиции, за соблюдением лицами, имеющими судимость, установленных в отношении них в соответствии с действующим законодательством ограничений, например, обязанности находиться дома в определенное время, запрета на пребывание в определенных местах, ограничения времени выезда по личным делам за пределы района или города. Эти ограничения в определенной мере сужают возможность совершения вновь имущественных преступлений, а также препятствуют восстановлению преступных связей;
- виктимологическая профилактика в части информирования населения о способах совершения корыстных деяний, криминогенных зонах в населенном пункте, рекомендуемых мерах защиты и самозащиты от совершаемых преступлений, недопущении излишней доверчивости к незнакомым людям и т.д. В целях повышения ее эффективности в рамках системы «Безопасный город» в крае определяется дислокация постов и маршрутов патрулирования сотрудников патрульно-постовой службы; проверяются наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и места концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением. Сотрудники патрульно-постовой службы в случае необходимости осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах личного имущества;
- в связи с тем, что значительная часть посягательств на имущество совершается подростками, особое значение приобретает профилактическая работа с ними: посещение несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы; направление в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи подросткам, употребляющим спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства; проведение воспитательных бесед с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков; контроль за несовершеннолетними, осужденными условно или которым назначено наказание с отсрочкой исполнения приговора;
- противодействие организованной корыстной преступности путем проведения операций по выявлению и пресечению лидеров и активных участников преступных группировок силами оперативного аппарата органов внутренних дел, а также разработки мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц. Это позволяет определить наиболее распространенные способы совершения и сокрытия наиболее тяжких корыстных преступлений; используемые технические средства, предметы преступных посягательств, каналы сбыта краденого, условия, способствующие совершению преступлений. Подобная информация необходима как для разработки и осуществления конкретных профилактических мероприятий, так и для более быстрой и полной раскрываемости этих преступлений.
Профилактические меры всегда связаны со значительными финансовыми затратами, на которые, как показывает опыт, государство идет неохотно, что приводит к увеличению числа корыстных преступлений как в Алтайском крае, так и стране в целом.
В регионе эта проблема требует к себе особого внимания ввиду отсутствия должного финансирования предупредительной деятельности, материально-технического обеспечения субъектов профилактики, а также низкого уровня доходов населения.
Только целенаправленная государственная политика и активная гражданская позиция каждого члена общества позволит снизить уровень корыстной преступности, традиционно имеющей наибольший удельный вес в общей структуре преступности.
- Криминологическое прогнозирование, планирование и программирование борьбы с региональной преступностью
- Организация обеспечения криминологической безопасности в регионе
- Криминология о концепции национальной безопасности РФ
- Предупреждение региональной экстремистской преступности
- Причинный комплекс региональной экстремистской преступности
- Криминологическая характеристика региональной экстремистской преступности
- Предупреждение миграционной преступности в регионе
- Причинный комплекс миграционной преступности в регионе
- Криминологическая характеристика региональной групповой и организованной преступности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу