Предупреждение региональной корыстной преступности

Общесоциальное предупреждение корыстных преступлений связано, прежде всего, с совершенствованием существующих общественных отношений в сфере производства и распределения, повышением материального благосостояния населения и т.п.

Поскольку наше общество ориентировано на рыночную экономику, то имущественное неравенство как одно из основных противоречий в детерминации корыстной преступности является неизбежным и неустранимым. Однако и в этих условиях возможны определенное сглаживание, минимизация обострившегося в последние годы неравенства.

Основная деятельность государства при этом должна заключаться в создании условий для многообразия и широкой доступности легальных способов достижения материального благополучия, в воспитании такой личности, для которой правомерный путь достижения своих целей является единственным, в создании и охране таких общественных отношений, при которых каждый человек способен позаботиться о себе самостоятельно, создать условия для собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Государство должно оказывать интенсивную помощь тем лицам, которые в силу определенных причин оказались в затруднительном положении

Политика страны, направленная на обеспечение безопасности граждан, сохранности их имущества, снижение социальной напряженности и повышение уровня жизни в стране, позволяет предложить комплекс мер по предупреждению корыстной преступности, к основным направлениям которых следует отнести:

Совершенствование государственной политики в сфере улучшения материального благосостояния, в первую очередь малообеспеченных слоев населения, поскольку предупреждение различных форм преступных деяний корыстной направленности связано с оптимальным решением фундаментальных социально-экономических проблем жизни общества и конкретного человека, в частности.

Минимизация и оптимизация фактического неравенства в России – одно из кардинальных направлений социально-экономической политики государства и эффективной стратегии предупреждения корыстных преступлений.

Предоставление всем гражданам равных возможностей в сфере экономической деятельности позволит сформировать массовый слой экономически активных, законопослушных и материально обеспеченных людей. Это важнейшее направление предупреждения корыстной преступности пока только декларируется.

Вместе с тем на снижение корыстной преступности могут повлиять:

  • своевременная выплата заработной платы, постепенное повышение ее уровня, который опережал бы уровень инфляции в стране; повышение пенсий по старости и инвалидности до размеров, позволяющих достойно жить пенсионерам разных категорий, решение проблем занятости населения и жилищных вопросов;
  • разработка мер по повышению уровня материальной базы детских домов, социально-реабилитационных и коррекционных учреждений, жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей; создание специальных служб для детей, оставшихся без средств к существованию, развитию учреждений по социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства и не имеющим постоянного источника дохода;
  • разработка и реализация мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи (в т.ч. сельской местности), безработных и бездомных, беженцев и вынужденных переселенцев (в т.ч. из Украины), ранее судимых и иных лиц, не имеющих постоянных доходов и иных средств к существованию;
  • создание на территории Алтайского края центров реабилитации для лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также центров ресоциализации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Следует уделять должное внимание нормативно-правовому обеспечению борьбы с корыстной преступностью.

В УК РФ ежегодно вносится более 15 изменений, которыми вводятся новые статьи или дополняются существующие. Однако ученые констатируют, что уголовное законодательство на несколько шагов отстает от уровня развития современной преступности.

Для более эффективной борьбы с организованной преступностью и коррупцией целесообразно было бы принять отдельные комплексные законы.

Правовое обеспечение борьбы с корыстной преступностью включает также постоянное совершенствование нормативной базы экономического, финансового, банковского, налогового, таможенного, валютного и других видов контроля в сфере экономической деятельности юридических и физических лиц, предполагающих меры по обеспечению:

  • финансового контроля в стране, который возложен на Счетную палату, Министерство финансов и другие федеральные ведомства и контрольно-ревизионные органы исполнительной власти;
  • налогового контроля, осуществляемого государственной налоговой службой и органами внутренних дел, и валютного контроля, осуществляемого органами Федеральной службы по валютному и экспортному контролю;
  • своевременного выявления и предупреждения коррупционных действий служащих административными, финансовыми и налоговыми органами контроля в соответствии с законодательством по борьбе с коррупцией в системе государственной службы.

Единая целенаправленная государственная политика на всех уровнях власти обусловила необходимость унификации организационных моделей противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровнях.

Однако это не исключает, а, напротив, предполагает наличие особенностей отдельных региональных моделей в силу присущей каждому субъекту Российской Федерации специфики коррупционных рисков, структуры коррупционных деяний и методов их осуществления.

В связи с чем предстоит интенсифицировать исследования на региональном и муниципальном уровнях законодательства, проработать теоретико-методологические вопросы создания и внедрения новых технологий противодействия коррупции.

Несомненно, основная нагрузка по осуществлению специально-профилактических мероприятий по предупреждению корыстных преступлений ложится на органы внутренних дел, которые в т.ч. осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории, структуре, динамике и уровне преступности, тенденциях ее развития, статистических данных по преступлениям рассматриваемой группы и т.п.

Повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию корыстных преступлений и привлечению виновных к уголовной ответственности – одно из серьезных направлений по предупреждению преступлений рассматриваемой группы, поскольку высокая латентность и низкая раскрываемость этих деяний предопределяют безнаказанность корыстных преступников и способствуют разрастанию такого вида преступности.

Реализация этого направления требует от оперативных и следственных работников высокой квалификации и специализации, а также тесного взаимодействия между службами, правоохранительными структурами, а также средствами массовой информации:

  • индивидуальная профилактическая работа с лицами, состоящими на профилактическом учете, включающая в себя своевременное выявление граждан, от которых можно ожидать совершения преступлений против собственности; систематическое наблюдение за их поведением и образом жизни; принятие необходимых мер к недопущению с их стороны преступных деяний. Профилактическое значение имеет контроль, осуществляемый участковыми уполномоченными полиции, за соблюдением лицами, имеющими судимость, установленных в отношении них в соответствии с действующим законодательством ограничений, например, обязанности находиться дома в определенное время, запрета на пребывание в определенных местах, ограничения времени выезда по личным делам за пределы района или города. Эти ограничения в определенной мере сужают возможность совершения вновь имущественных преступлений, а также препятствуют восстановлению преступных связей;
  • виктимологическая профилактика в части информирования населения о способах совершения корыстных деяний, криминогенных зонах в населенном пункте, рекомендуемых мерах защиты и самозащиты от совершаемых преступлений, недопущении излишней доверчивости к незнакомым людям и т.д. В целях повышения ее эффективности в рамках системы «Безопасный город» в крае определяется дислокация постов и маршрутов патрулирования сотрудников патрульно-постовой службы; проверяются наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и места концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением. Сотрудники патрульно-постовой службы в случае необходимости осуществляют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах личного имущества;
  • в связи с тем, что значительная часть посягательств на имущество совершается подростками, особое значение приобретает профилактическая работа с ними: посещение несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы; направление в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи подросткам, употребляющим спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства; проведение воспитательных бесед с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков; контроль за несовершеннолетними, осужденными условно или которым назначено наказание с отсрочкой исполнения приговора;
  • противодействие организованной корыстной преступности путем проведения операций по выявлению и пресечению лидеров и активных участников преступных группировок силами оперативного аппарата органов внутренних дел, а также разработки мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных преступных групп и коррумпированных должностных лиц. Это позволяет определить наиболее распространенные способы совершения и сокрытия наиболее тяжких корыстных преступлений; используемые технические средства, предметы преступных посягательств, каналы сбыта краденого, условия, способствующие совершению преступлений. Подобная информация необходима как для разработки и осуществления конкретных профилактических мероприятий, так и для более быстрой и полной раскрываемости этих преступлений.

Профилактические меры всегда связаны со значительными финансовыми затратами, на которые, как показывает опыт, государство идет неохотно, что приводит к увеличению числа корыстных преступлений как в Алтайском крае, так и стране в целом.

В регионе эта проблема требует к себе особого внимания ввиду отсутствия должного финансирования предупредительной деятельности, материально-технического обеспечения субъектов профилактики, а также низкого уровня доходов населения.

Следует также понимать, что ущерб от преступности, как материальный, так и моральный, не соизмерим с затратами на ее сдерживание и регулирование.

Только целенаправленная государственная политика и активная гражданская позиция каждого члена общества позволит снизить уровень корыстной преступности, традиционно имеющей наибольший удельный вес в общей структуре преступности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)