Предупреждение преступлений органами внутренних дел

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» основными направлениями в деятельности полиции являются:

  • защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • розыск лиц;
  • производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Органы внутренних дел Российской Федерации, занимаясь общей профилактикой, устанавливают в различных сферах социальной жизни причины и условия, способствующие совершению преступлений, разрабатывают и осуществляют мероприятия по их устранению.

Осуществляя специально-криминологическое предупреждение, органы внутренних дел выявляют лиц, от которых, по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и принимают меры по оказанию на таких лиц необходимого воспитательного воздействия и предупреждению с их стороны преступлений. Кроме того, они выявляют лиц, замышляющих или подготавливающих преступления, и принимают меры по предотвращению с их стороны преступлений.

Интересно
Направления деятельности по профилактике преступлений характерны для всех без исключения служб: уголовного розыска, экономической безопасности, дознания, следственных аппаратов, патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, службы участковых уполномоченных, подразделений по делам несовершеннолетних и др.

Разнообразие прав и обязанностей органов внутренних дел позволяет эффективно воздействовать почти на все криминогенные факторы: на самые различные обстоятельства, обуславливающие совершение преступлений, так называемые «фоновые» явления преступности (алкоголизм, наркомания, проституция и др.). Так, ОВД ведут профилактическую работу во всех основных сферах общественной жизни, где проявляется действие причин и условий преступности (семья, ближайшее бытовое окружение, трудовой коллектив и пр.).

Они осуществляют профилактические мероприятия в отношении самых различных категорий лиц, склонных к совершению преступлений:

  • несовершеннолетних правонарушителей;
  • лиц, состоящих под административным надзором, и других освобожденных из мест лишения свободы;
  • осужденных условно, осужденных к иным мерам, не связанным с лишением свободы;
  • совершающих административно наказуемые правонарушения и др.

В число профилактических мероприятий, проводимых ОВД для повышения эффективности постпенитенциарного воздействия на освободившихся из мест лишения свободы, входят меры административного надзора, предполагающие запрет выезжать в другие регионы, выходить из дома после определенного времени, посещать некоторые места и т.д.

Выступая как орган государственной власти, ОВД участвуют в правовой пропаганде, проводимой среди населения. Разъяснением законов достигаются такие цели, как соблюдение законов неустойчивыми лицами и знание содержания законов населением. Большое значение имеет воспитательная работа, направленная на ресоциализацию бывших преступников и лиц, допускающих малозначительные нарушения. Это работа особого рода, связанная с деформацией индивидуального сознания.

Комплексное решение задач предупреждения преступлений означает сочетание оперативно-розыскной и следственной работы, деятельности по охране общественного порядка и поддержанию паспортного режима с осуществлением непосредственно мер предупреждения преступлений. Усилия каждой службы или подразделения нельзя рассматривать как нечто изолированное. Совместные усилия объединены общей целью – предупреждать совершение преступлений.

Хотя предупреждение преступлений – задача единая, конкретные мероприятия, проводимые различными ведомствами по профилактике, объем прав и обязанностей в этой области не одинаковы. В связи с этим наиболее актуальным вопросом выступает эффективное взаимодействие между различными ведомствами.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Министерство внутренних дел осуществляет наряду с Федеральной службой безопасности, Службой внешней разведки, Федеральной службой охраны и Министерством обороны борьбу с терроризмом, обеспечивающую защиту личности, общества и государства; предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизацию ее последствий; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

К числу организационных аспектов предупреждения терроризма следует относить дифференциацию на группы участников антитеррористической деятельности:

  • участников общей профилактики, куда могут входить самые разнообразные социальные институты;
  • участников специальной профилактики;
  • участников непосредственного пресечения террористических деяний на всех возможных уровнях;
  • участников справедливого наказания террористов.

Более подробно следует остановиться на конкретных службах органов внутренних дел (как основного субъекта), осуществляющих профилактику преступлений. Особую роль в ней отводят подразделениям по делам несовершеннолетних (ПДН), которые следует отнести к специальным субъектам профилактики, поскольку их основной задачей является воздействие на преступность несовершеннолетних, на ее причины и условия, на подростков, склонных к совершению антиобщественных действий.

К мерам, осуществляемым ПДН, относятся:

  • проведение воспитательной работы с подростками;
  • выявление криминогенных подростковых групп и их разобщение;
  • постановка на учет «трудных» подростков и др.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» объектом профилактической деятельности ПДН являются несовершеннолетние:

  • безнадзорные или беспризорные;
  • занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;
  • содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
  • употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
  • совершившие правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;
  • совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
  • совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
  • обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные УПК РФ;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
  • которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
  • освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
  • осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
  • осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Кроме того, ПДН должны проводить работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, которые не совершили правонарушений, однако нарушили другие социальные нормы.

В частности, среди несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния по достижении возраста, с которого наступает уголовная ответственность, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; среди несовершеннолетних, систематически самовольно уходящих из семьи, в возрасте до 16 лет или самовольно уходящих из специальных учебно-воспитательных учреждений, среди несовершеннолетних, злостно уклоняющихся от учебы, работы, а также ведущих иной антиобщественный образ жизни.

ПДН выполняют некоторые оперативно-розыскные функции: принимают меры к пресечению правонарушений и иных антиобщественных поступков несовершеннолетних; выявляют родителей и лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей, и др.

Кроме того, на ПДН возложено выполнение функций информационного характера. В частности, они информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений.

В соответствии с нормативными актами МВД России профилактическая работа с подростками осуществляется ПДН начиная с их постановки на учет с заведением на них учетно-профилактических дел или учетно-профилактических карточек. Органы дознания и предварительного следствия МВД России осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, руководствуясь установленным в законе положением об обязательном рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 144 УПК РФ), строгом соблюдении установленных законом сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях.

Интересно
Важность выполнения установленных в законе положений определяется тем, что отсутствие реагирования либо запоздалое реагирование на совершенное преступление со стороны правоохранительных органов может привести к интенсификации преступной деятельности лиц, совершивших преступление, формированию у них комплекса неуязвимости, безнаказанности.

УПК РФ возлагает на следователя и лицо, производящее дознание, обязанность принять все предусмотренные правовыми предписаниями меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, а по делам о несовершеннолетних закон конкретизирует круг обстоятельств, подлежащих обязательному установлению: возраст, условия жизни и воспитания, причины и условия, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним; наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

Предупредительное значение выяснения этих обстоятельств состоит в том, что органы предварительного расследования могут правильно произвести квалификацию преступления, а суд может избрать конкретный вид и размер уголовного наказания, соответствующий тяжести преступления и общественной опасности личности виновного.

Немалое значение в предупреждении преступлений имеет правильный, т.е. обоснованный и целесообразный в каждом конкретном случае выбор меры пресечения к лицу, совершившему преступление. В ст. 97 УПК РФ установлены основания для избрания мер пресечения и дается перечень обстоятельств, учитываемых при избрании меры пресечения.

К таким обстоятельствам закон относит наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью и т.д.

Важнейшим профилактическим направлением деятельности органов дознания и предварительного следствия является выявление ими причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также внесение представлений о принятии мер к их устранению.

Выносимые следователем или лицами, производящими дознание, представления должны быть основаны на материалах уголовных дел, содержать конкретные и реальные меры по устранению причин и условий преступлений. На основе результатов конкретных уголовных дел следователи и лица, производящие дознание, участвуют в правовой пропаганде среди населения.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 13 марта 1995 г. № 120-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предупреждение преступлений является одной из основных задач уголовного розыска и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП).

Однако эта задача решается в процессе реализации этими службами иных основных задач, являющихся доминирующими для этой службы: выявления, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан.

Наибольшее профилактическое значение в деятельности оперативных подразделений имеют следующие мероприятия:

1. Оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся с целью привлечения виновных в совершении преступлений к уголовной ответственности, пресечения предварительной преступной деятельности, склонения к добровольному отказу лиц, осуществляющих эту деятельность.

2. Выявление причин и условий конкретных преступлений, их устранение.

Источниками этих причин и условий могут служить:

  • результаты анализа оперативной обстановки на обслуживаемой территории;
  • материалы уголовных дел;
  • сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности;
  • данные административной практики;
  • информация из печати, по радио и телевидению;
  • сообщения от должностных лип, общественности, граждан и т.д.

3. Работа с лицами, состоящими на оперативном учете. В информационной системе уголовного розыска содержатся сведения о лицах, которые состоят под административным надзором; которые проходят по делам оперативного учета; осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; осужденных условно; употребляющих наркотики и т.д.

Формы работы с этими лицами могут быть различны:

  • воспитательные беседы;
  • воспитательное воздействие через администрацию, где они работают, общественные организации, где они состоят;
  • привлечение для воспитательного воздействия родственников, знакомых, которые пользуются авторитетом у этих лиц;
  • помощь в бытовом и трудовом устройстве;
  • привлечение к профилактической работе сотрудников других служб ОВД;
  • использование для воспитательного воздействия агентов и доверенных лип;
  • принятие мер к оздоровлению бытового и неформального окружения этих лиц.

4. Работа с группами, состоящими на оперативном учете. На этот учет ставятся преступные группы и группы, сформированные на антиобщественной основе. Профилактическая работа должна проводиться как с группой в целом, с целью ее переориентации на правомерную деятельность или разобщения, так и с отдельными ее участниками.

5. Работа с гражданами (доверенными лицами), оказывающими содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Эти лица могут быть использованы для предупреждения конкретных преступлений, оперативного обслуживания мест сбыта добытого преступным путем имущества, мест сбора лиц с преступным и антиобщественным поведением и т.д.

6. Участие работников уголовного розыска и ОБЭП в правовой пропаганде среди граждан. Это могут быть публичные выступления непосредственно перед гражданами (по месту жительства, в трудовых коллективах, клубах и т.д.), выступления в средствах массовой информации, индивидуально-групповые беседы. Эта пропаганда должна быть регулярной, основываться на конкретных примерах, призывать граждан оказывать помощь в борьбе с преступностью.

Кроме того, оперуполномоченные уголовного розыска должны информировать участковых уполномоченных полиции и подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних о выявленных подростках с устойчивым противоправным поведением для принятия к ним предусмотренных законом мер воздействия.

Служба участковых уполномоченных. Участковый уполномоченный является представителем, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел.

Обязанности участкового уполномоченного полиции по профилактике преступности разнообразны, в их число входит:

  • обеспечение общественного порядка на обслуживаемой территории, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений;
  • защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств;
  • участие в установленном порядке в обеспечении защиты граждан от лиц, входящих в группы риска;
  • проведение среди населения административного участка разъяснительной работы о способах и средствах правомерной защиты и самообороны от преступлений и иных противоправных посягательств, информирование в установленном порядке об этом населения через местные средства массовой информации;
  • в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений прием заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях;
  • анализ складывающейся оперативной обстановки на административном участке и внесение руководству органа внутренних дел предложений по повышению эффективности оперативно-профи лактической деятельности подразделений органа внутренних дел и улучшению координации их деятельности;
  • выявление и пресечение преступлений, не представляющих общественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности и др.

Кроме того, участковые уполномоченные полиции оказывают содействие сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер и соответствии с законодательством Российской Федерации, проводят работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; среди лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; совершивших правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия на несовершеннолетних; употребляющих спиртные напитки, наркотические вещества; злостно уклоняющихся от учебы, работы; систематически занимающихся азартными играми, а также ведущих иной антиобщественный образ жизни.

Деятельность подразделений Управления по контролю за оборотом наркотиков (УНК) направлена на выявление, устранение либо ослабление, ограничение или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению наркопреступлений, выявление преступных наркогрупп и преступных сообществ, а также лиц, совершающих данные преступления, осуществление общекриминологических и специально-криминологических мер по предупреждению наркопреступности в пределах своих полномочий.

Виктимологическая профилактика преступлений, осуществляемая службой участковых уполномоченных полиции, представляет собой специфическую деятельность данных субъектов по осуществлению комплекса специальных мер предупреждения преступности или отдельных видов преступлений, поскольку находится в повседневном контакте с гражданами и имеет возможность собирать и обобщать сведения о жителях административного участка, условиях их жизни, выявлять виктимогенные факторы, способствующие совершению различных преступлений, и принимать меры по защите граждан от преступных посягательств.

Участковые уполномоченные направляют материалы в государственные органы и общественные организации о фактах противоправного поведения несовершеннолетних, отрицательного воздействия на них со стороны родителей, лиц, их заменяющих, а также о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность для принятия предусмотренных законом мер.

Местные государственные органы, администрация по месту учебы или работы несовершеннолетнего, а также по месту работы родителей, должны быть проинформированы об их правонарушениях, включая причины и условия, способствующие их совершению.

В число обязанностей входит также осуществление взаимодействия, оказание содействия и помощи общественным объединениям правоохранительной направленности в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и другими гражданами, потенциально склонными к совершению противоправных действий.

Профилактирующей деятельностью занимаются также подразделения патрульно-постовой службы полиции, федеральная миграционная служба (ФМС), государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)