Предмет этнопедагогики

История всемирной педагогики многогранна, она слагается из опыта отдельных народов, каждый из которых имеет свои особенности. Почти все страны сегодня оказались перед необходимостью решать одни и те же задачи в сфере образования, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в кросскультурном обществе.

Все более востребована этнопедагогика, направленная на определение путей этносоциализации подрастающего поколения в новых условиях сообщества. Культурное развитие личности, богатство человеческой индивидуальности определяются и обеспечиваются социально-культурными условиями.

Культурное пространство — это среда повседневного обитания человека. Оно многомерно и динамично, включает сложившиеся формы общения, этнические и духовные ценности, искусство, значимые события, символы.

Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходят в другое измерение — культурно-образовательное.

В культурологической стратегии образования цели развития культуры, и образования совпадают. Культурологический подход в педагогике — это понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде.

Все компоненты этнопедагогики наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Культурологический подход позволяет рассматривать этнопедагогические явления как совокупность культурных компонентов на широком социокультурном фоне и с учетом локальной культурной ситуации, а изучаемые объекты — как феномены этнокультуры.

В качестве основных позиций изучения этнопедагогических явлений в соответствии с культурологическим подходом выступают:

  • отношение к человеку как субъекту социализации, способному к культурному самоизменению;
  • отношение к факторам социализации как посредникам между ребенком и культурой, способным ввести его в мир культуры, оказать поддержку развивающейся личности;
  • отношение к процессу этносоциализации как процессу инкультурации, движущими силами которого выступают личностные смыслы и диалог.

Культурологический подход ориентирует на понимание культуры как освоенного и овеществленного опыта человеческой деятельности, и человека как субъекта культуры, обладающего способностью к самореализации и культуротворчеству.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)