Правовые акты общего надзора
Полномочия прокурора по устранению нарушений законов реализуются в форме вынесения актов прокурорского реагирования. Закон о прокуратуре устанавливает четыре вида таких актов в сфере общего надзора: протест, представление, постановление, предостережение. Они отличаются основанием для их вынесения и характером требований.
Основание для принесения протеста: издание поднадзорным субъектом правового акта, противоречащего закону. При этом речь идет о правовом акте как нормативного, так и ненормативного характера.
Порядок принесения протеста. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган, издавший этот акт, либо в вышестоящий орган. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Порядок рассмотрения протеста. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (общее правило). В случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем заседании.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест, поскольку согласно п. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими протестов поднадзорными органами.
Альтернативой протесту является обращение прокурора с заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Представление прокурора (ст. 24 Закона о прокуратуре) – акт прокурорского реагирования, содержащий требование устранить допущенные нарушения закона, их причины и условия.
Порядок принесения представления. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган, полномочный устранить допущенные нарушения.
Порядок рассмотрения представления. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению (в тот же день). При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания, поскольку согласно п. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений поднадзорными органами.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Постановление прокурора – акт прокурорского реагирования, содержащий решение прокурора.
В статье 25 Закона о прокуратуре указан только один вид постановления:
- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ). Данное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом, о результатах сообщается прокурору в письменной форме. Кроме того, прокурор при наличии соответствующих оснований выносит:
- постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
- постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 251 Закона о прокуратуре) – акт прокурорского реагирования, содержащий требование воздержаться от совершения готовящихся противоправных деяний.
Порядок применения и форма предостережения установлены Указанием Генпрокуратуры России от 06.07.1999 № 39/7.
Основание для направления предостережения:
- наличие сведений о готовящихся противоправных деяниях (общее основание);
- наличие сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности (специальное основание).
В соответствии с п. 1.3 Указания Генпрокуратуры России при наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют.
Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.
Предостережение направляется в письменной форме (п. 2.3 Указания Генпрокуратуры России – объявляется под расписку):
- должностным лицам (при наличии общего основания);
- руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам (при наличии специального основания).
В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
В качестве иных актов прокурорского реагирования также могут выступать заявление (исковое заявление) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, информационное письмо (информация о нарушениях законов).
- Метод проектов как стратегия обучения в ЮУрГУ
- Метод проектов в современном высшем образовании
- Участие прокурора в правотворческой деятельности
- Участие прокурора по делам об административных правонарушениях
- Координация деятельности по борьбе с преступностью
- Уголовное преследование
- Прокурора участие в арбитражном процессе
- Участие прокурора в гражданском процессе
- Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу