Правовые акты общего надзора

Полномочия прокурора по устранению нарушений законов реализуются в форме вынесения актов прокурорского реагирования. Закон о прокуратуре устанавливает четыре вида таких актов в сфере общего надзора: протест, представление, постановление, предостережение. Они отличаются основанием для их вынесения и характером требований.

Протест прокурора (ст. 23 Закона о прокуратуре) – акт прокурорского реагирования, содержащий требование отмены или изменения противоречащего закону правового акта поднадзорного субъекта.

Основание для принесения протеста: издание поднадзорным субъектом правового акта, противоречащего закону. При этом речь идет о правовом акте как нормативного, так и ненормативного характера.

Порядок принесения протеста. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган, издавший этот акт, либо в вышестоящий орган. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Порядок рассмотрения протеста. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (общее правило). В случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем заседании.

Интересно
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест, поскольку согласно п. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими протестов поднадзорными органами.

Альтернативой протесту является обращение прокурора с заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Представление прокурора (ст. 24 Закона о прокуратуре) – акт прокурорского реагирования, содержащий требование устранить допущенные нарушения закона, их причины и условия.

Порядок принесения представления. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган, полномочный устранить допущенные нарушения.

Порядок рассмотрения представления. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению (в тот же день). При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания, поскольку согласно п. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений поднадзорными органами.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора – акт прокурорского реагирования, содержащий решение прокурора.

В статье 25 Закона о прокуратуре указан только один вид постановления:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ). Данное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом, о результатах сообщается прокурору в письменной форме. Кроме того, прокурор при наличии соответствующих оснований выносит:
  • постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
  • постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
    Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 251 Закона о прокуратуре) – акт прокурорского реагирования, содержащий требование воздержаться от совершения готовящихся противоправных деяний.

Порядок применения и форма предостережения установлены Указанием Генпрокуратуры России от 06.07.1999 № 39/7.

Основание для направления предостережения:

  • наличие сведений о готовящихся противоправных деяниях (общее основание);
  • наличие сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности (специальное основание).

В соответствии с п. 1.3 Указания Генпрокуратуры России при наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют.

Однако в конкретной ситуации (на основе ее правовой оценки) предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

Предостережение направляется в письменной форме (п. 2.3 Указания Генпрокуратуры России – объявляется под расписку):

  • должностным лицам (при наличии общего основания);
  • руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам (при наличии специального основания).

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В качестве иных актов прокурорского реагирования также могут выступать заявление (исковое заявление) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, информационное письмо (информация о нарушениях законов).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)