Правовой режим энергетических объектов нефтяной отрасли

Особенности правового режима энергетических объектов нефтяной отрасли в рамках данного параграфа рассматриваются с использованием классификации, в основе которой функциональное назначение объекта.

По функциональному назначению энергетические объекты нефтяной отрасли могут быть условно подразделены на объекты, предназначенные:

  • для добычи;
  • переработки;
  • транспортировки;
  • хранения нефти.

Прежде всего остановимся на понятийном аппарате энергетических объектов нефтяной отрасли.

Понятийный аппарат энергетических объектов нефтяной отрасли содержится в различных нормативных правовых актах.

Постановлением Правительства РФ от 17.02.2011 № 90 «О порядке подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти» утверждены Правила подключения объектов нефтедобычи к магистральным нефтепроводам в Российской Федерации и учета субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти.

В данных Правилах закреплены в том числе определения понятий объекта нефтедобычи, магистрального нефтепровода.

Под объектом нефтедобычи понимается единый имущественно-технологический комплекс, включающий сооружения, технологические установки и оборудование, обеспечивающий осуществление добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти для сдачи в магистральный нефтепровод.

Под проектной мощностью объекта нефтедобычи понимается способность объекта нефтедобычи сдать в магистральный нефтепровод за определенный период времени количество нефти, соответствующей требованиям законодательства РФ.

Под магистральным нефтепроводом понимается совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, от мест ее приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.

В данном нормативном правовом акте закреплены также определения понятий проектной пропускной способности магистрального нефтепровода и пропускной способности магистрального нефтепровода.

Под проектной пропускной способностью магистрального нефтепровода понимается способность магистрального нефтепровода за определенный период времени транспортировать количество нефти (с учетом физико-химических параметров нефти) в соответствии с проектной документацией.

Под пропускной способностью магистрального нефтепровода понимается фактическая способность магистрального нефтепровода за определенный период времени транспортировать количество нефти (с учетом физико-химических параметров нефти, а также установленного оборудования).

Особенности правового режима в отношении указанных выше объектов заключаются в предусмотренных настоящим нормативным правовым актом определенных условиях, необходимых для подключения объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу и последующего приема нефти, выдаваемый организацией трубопроводного транспорта (технические условия).

Согласно п.10 Правил в технических условиях указываются:

  • точки (узлы) подключения к 2 ближайшим от объекта нефтедобычи перекачивающим станциям и возможное количество нефти, принимаемой от объекта нефтедобычи;
  • информация о наличии технологической возможности подключения объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу, а в случае ее отсутствия — перечень мероприятий по расширению пропускной способности магистральных нефтепроводов, которые могут включать увеличение диаметра, протяженности магистральных нефтепроводов, мощности и (или) количества перекачивающих станций, резервуарных парков и распределительных устройств;
  • требования к составу сооружений и технологическому оборудованию, автоматизации и связи, системе обнаружения утечек нефти подводящего трубопровода от приемо-сдаточного пункта до точки (узла) подключения, которые обеспечивают безопасный прием нефти от объекта нефтедобычи и направлены на безаварийную работу нефтепроводов и соблюдение экологической безопасности;
  • требования к обеспечению средствами учета показателей количества и качества нефти, а также к диспетчеризации потоков нефти, управлению и телемеханизации оборудования;
  • мероприятия по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу.

Данный перечень является исчерпывающим.

При этом в Правилах предусмотрено, что в случае, если отсутствует технологическая возможность в полной мере удовлетворить заявление о выдаче технических условий, в технических условиях предоставляется информация о возможном количестве приема нефти без расширения пропускной способности магистральных нефтепроводов.

Плата за выдачу технических условий не взимается.

В соответствии с п.14 Правил основаниями для отказа в выдаче технических условий являются:

  1. Представление заявителем документов, предусмотренных данными Правилами, не в полном объеме.
  2. Представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения.
  3. Отсутствие возможности сохранения показателей нефти, установленных схемой нормальных (технологических) грузопотоков.

Согласно п.24 Правил организация трубопроводного транспорта обеспечивает свободный доступ потребителей к информации об услугах по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу путем ее размещения на своем официальном сайте в сети Интернет.

В соответствии с п.25 Правил к подлежащей свободному доступу информации об услугах по подключению объекта нефтедобычи к магистральному нефтепроводу относятся:

  • сведения из реестра заявлений о выдаче технических условий;
  • перечень выданных технических условий со сроками их действия;
  • перечень договоров со сроками их действия;
  • информация о причинах отказа в выдаче технических условий по заявлениям о выдаче технических условий.

В п.27 Правил предусмотрено, что Министерство энергетики РФ по обращению заявителя проводит экспертизу оснований отказа в выдаче технических условий. Приказом Министерства энергетики РФ от 14.02.2012 № 54 утвержден Административный регламент предоставления Министерством энергетики РФ государственной услуги по ведению реестра субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих добычу нефти.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 № 1039 утверждены Правила подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации.

В данных Правилах предусмотрен понятийный аппарат в том числе в отношении таких понятий как завод, проектная мощность завода, магистральный трубопровод.

Под заводом понимается нефтеперерабатывающий завод, являющийся единым имущественно-технологическим комплексом, включающим сооружения, технологические установки, оборудование и обеспечивающим осуществление первичных и вторичных процессов переработки нефти, а также производство готовой продукции.

Под проектной мощностью завода понимается способность завода переработать за определенный период времени количество нефти (с учетом физических свойств нефти и оборудования), предусмотренная проектной документацией на завод.

Под магистральным трубопроводом понимается совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта.

Особенности правового режима указанных объектов также заключаются в предусмотренных в Правилах требованиях к техническим условиям. Под техническими условиями в данных Правилах понимается документ, содержащий условия, необходимые для подключения завода к магистральному трубопроводу и последующей подачи нефти на завод или приема от него нефтепродуктов, выдаваемый организацией трубопроводного транспорта.

Согласно п.10 Правил в технических условиях указываются:

  • точка (узел) подключения и возможное количество нефти, подаваемой на завод, и (или)
    возможное количество приема нефтепродуктов от завода;
  • информация о наличии технологической возможности подключения завода, а в случае ее отсутствия — перечень мероприятий по расширению пропускной способности магистральных трубопроводов, которые могут включать увеличение диаметра, протяженности магистральных трубопроводов, мощности и (или) количества перекачивающих станций, резервуарных парков и распределительных устройств;
  • требования к составу сооружений и технологическому оборудованию, автоматизации и связи, обеспечивающие безопасные подачу нефти на завод и прием от него нефтепродуктов;
  • требования к обеспечению средствами учета количества и показателей качества нефти и (или) нефтепродуктов, к диспетчеризации потоков нефти и (или) нефтепродуктов, управлению и телемеханизации оборудования в указанных целях;
  • мероприятия по подключению завода к магистральному трубопроводу.

Данный перечень также является исчерпывающим. При этом в Правилах предусматривается, что в случае если отсутствует технологическая возможность в полной мере удовлетворить заявление о выдаче технических условий, заявителю в технических условиях предоставляется информация о возможном объеме подачи нефти на завод (приема нефтепродуктов от завода) без расширения
пропускной способности магистрального трубопровода. Согласно п.12 Правил определен срок действия технических условий — один год.

В соответствии с п.23 Правил организация трубопроводного транспорта обеспечивает свободный доступ потребителей к информации об услугах по подключению завода к магистральному трубопроводу путем ее размещения на своем официальном сайте в сети Интернет.

Согласно п.24 Правил к подлежащей свободному доступу информации об услугах по подключению завода к магистральному трубопроводу относятся:

  • сведения из реестра заявлений о выдаче технических условий;
  • перечень выданных технических условий со сроками их действия;
  • перечень договоров со сроками их действия;
  • информация о причинах отказа в выдаче технических условий по заявлениям о выдаче технических условий.

Необходимо учитывать, что Правилами предусматривается ведение реестра заводов Министерством энергетики РФ. Согласно п.29 Правил в реестр включаются сведения о проектируемых, строящихся, реконструируемых и введенных в эксплуатацию заводах, расположенных на территории Российской Федерации.

Административный регламент предоставления Министерством энергетики РФ государственной услуги по ведению реестра проектируемых, строящихся и введенных в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации утвержден Приказом Министерства энергетики РФ от 10 декабря 2010 года № 601.

Правовой анализ определений понятий таких объектов как объект нефтедобычи, магистральный нефтепровод, нефтеперерабатывающий завод позволяет сделать вывод о том, что данные объекты отвечают признакам недвижимого имущества, закрепленным в п.1 ст.130 ГК РФ.

Необходимо также учитывать, что особенности правового режима объектов нефтяной отрасли обусловлены также тем, что данные объекты относятся к опасным производственным объектам, что закреплено в том числе в таких нормативных правовых актах как Федеральный закон от 21.07.1997 № 166-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

Указанные Правила устанавливают требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности на следующих опасных производственных объектах нефтегазодобывающих производств: бурения и добычи: опорных, параметрических, поисковых, разведочных, эксплуатационных, нагнетательных, контрольных (пьезометрических, наблюдательных), специальных (поглощающих, водозаборных), йодобромных, бальнеологических и других скважин, которые
закладываются с целью поисков, разведки, эксплуатации месторождений нефти, газа и газового конденсата, газа метаноугольных пластов, теплоэнергетических, промышленных и минеральных вод, геологических структур для создания подземных хранилищ нефти и газа, захоронения промышленных стоков, вредных отходов производства, а также скважин, пробуренных для ликвидации газовых и нефтяных фонтанов и грифонов; обустройства месторождений для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата.

В данных Правилах содержатся в том числе требования к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасных производственных объектов; требования к конструкции скважин; требования к обустройству нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений; требования к эксплуатации объектов сбора, подготовки, хранения и транспорта нефти и газа.

Следует также обратить внимание на информационное Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.10.2013 № 00-04-05/1809. В данном письме даны разъяснения по вопросам перерегистрации опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата.

В разъяснениях отмечается, что согласно положениям статей 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ соответственно выдача разрешений на бурение (строительство) и ввод в эксплуатацию нефтяных и газовых скважин относятся к компетенции федерального органа управления государственным фондомнедр (Роснедра).

Территориальные управления Ростехнадзора принимают участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию пробуренных нефтяных и газовых скважин в уведомительном порядке. При регистрации в государственном реестре класс опасности опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с п.3
Приложения 2 Федеральному закону от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» . К указанным опасным производственным объектам относятся скважины, указанные в п.2 «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 № 101.

Класс опасности опасных производственных объектов для сбора, подготовки, хранения нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с п.1 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» .

В случае, если для опасного производственного объекта нефтегазодобывающего производства могут быть установлены разные классы опасности по критериям, указанным в пунктах 1-7 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , устанавливается наиболее высокий из них (п.10 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» ).

В случае если опасный производственный объект нефтегазодобывающего производства расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне Российской Федерации, на искусственном участке, созданном на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, для такого объекта, в соответствии с п.11 Приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , устанавливается следующий (более высокий) класс опасности.

Определение границ объектов нефтегазодобывающих производств для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов производится в соответствии с проектной документацией обустройства месторождений.

Особенности правового режима энергетических объектов нефтяной отрасли обусловлены также тем, что данные объекты относятся к объектам топливно-энергетического комплекса, в отношении которых установлены требования об обеспечении антитеррористической защищенности.

В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» к объектам топливно-энергетического комплекса относятся в том числе объекты нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, а также объекты нефтепродуктообеспечения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)