Правовое положение субъектов частноправовых отношений в сфере теплоснабжения

Изучение особенностей правового положения субъектов частноправовых отношений в сфере теплоснабжения возможно с использованием некоторых условных классификаций, например:

  • с использованием самой общей классификации «поставщик» — «покупатель», которая основывается на том, что одна сторона частноправовых отношений поставляет, передает тепловую энергию, а другая приобретает тепловую энергию;
  • в зависимости от вида деятельности субъектов теплоснабжения.

Рассматривая особенности правового положения субъектов теплоснабжения с использованием классификации «поставщик — покупатель», следует учитывать, что данные особенности закреплены как в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», так и в подзаконных актах.

Прежде всего следует отметить, что Федеральный закон закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» закрепляет определения понятий теплоснабжающей организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии.

В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Под теплосетевой организацией согласно п.16 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» понимается организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

Оба определения также содержат оговорку о том, что данные положения применяются к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей.

Определение потребителя тепловой энергии закреплено в п.9 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Под потребителем тепловой энергии понимается лицо, приобретающее тепловую энергию, теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Глава 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» содержит положения об отношениях теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии. В данной главе установлены особенности правового положения потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций при подключении к системам теплоснабжения, поставке тепловой энергии, передаче тепловой энергии.

Особенности правового положения теплоснабжающих, теплосетевых организаций будут рассмотрены в последующих пунктах данной статьи, особенности договорного регулирования отношений по технологическому присоединению, поставке, передаче тепловой энергии будут рассмотрены в параграфе о договорном регулировании в сфере теплоснабжения.

В данном пункте хотелось бы обратить внимание на особенности правового положения потребителей тепловой энергии, в том числе особых категорий потребителей тепловой энергии.

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном данным законом.

Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, но не потребляющие тепловой энергии (мощности), теплоносителя, заключают с теплоснабжающими организациями договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности и оплачивают указанные услуги по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Особенности правового положения потребителей закреплены также в Постановлении Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации».

В разделе VI указанных Правил, содержащих положения о порядке ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям, вводится понятие социально значимых категорий потребителей, в отношении которых применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.

Согласно п.96 Правил организации теплоснабжения к социально значимым категориям потребителей (объектам потребителей) относятся:

  1. Органы государственной власти.
  2. Медицинские учреждения.
  3. Учебные заведения начального и среднего образования.
  4. Учреждения социального обеспечения.
  5. Метрополитен.
  6. Воинские части Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны Российской Федерации.
  7. Исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы.
  8. Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами.
  9. Объекты по производству взрывчатых веществ и боеприпасов, выполняющие государственный оборонный заказ, с непрерывным технологическим процессом, требующим поставок тепловой энергии.
  10. Животноводческие и птицеводческие хозяйства, теплицы.
  11. Объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций.
  12. Объекты систем диспетчерского управления железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

В отношении граждан-потребителей, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом и заключивших договор с ресурсоснабжающими организациями, порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии устанавливается в соответствии с жилищным законодательством.

Специальный порядок ограничения (прекращения) теплоснабжения социально значимых категорий потребителей применяется в отношении тех объектов потребителей, которые используются для непосредственного выполнения социально значимых функций.

В соответствии с п.97 Правил организации теплоснабжения ограничение режима потребления социально значимых категорий потребителей применяется в следующем порядке:

  • теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;
  • теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;
  • в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления.
    В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления.
    Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;
  • если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;
  • возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.

В случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления им документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности, до введения ограничения режима потребления указанное ограничение не вводится.

Отказ потребителя от признания задолженности в установленном размере не является препятствием для введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств.

В соответствии с п.100 Правил организации теплоснабжения в случае исполнения потребителем требования о погашении (оплате) задолженности в период ограничения режима потребления подача тепловой энергии возобновляется не позднее чем через 48 часов с момента поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации. Теплоснабжающая организация вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации потребителем затрат, понесенных ею в связи с введением ограничения режима потребления и в связи с восстановлением режима потребления.

Рассматривая особенности правового положения субъектов частноправовых отношений в сфере теплоснабжения с использованием условной классификации, в основе которой вид деятельности, необходимо учитывать, что данные особенности закреплены как в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», так и в подзаконных актах.

Особенности правового положения теплоснабжающих, теплосетевых организаций обусловлены тем, что законодатель относит реализацию тепловой энергии, теплоносителя, оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности к регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения, под которыми понимаются виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (п.18 ст.2 Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Особенности правового положения теплоснабжающих, теплосетевых организаций закреплены в том числе в таких подзаконных нормативных правовых актах как: Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»», Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке
подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В Постановлении Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» введено определение регулируемой организации, по которой понимается организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения. В отношении регулируемых организаций согласно п.10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ установлено, что данные организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

  • производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;
  • производство тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;
  • производство тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;
  • производство теплоносителя;
  • передача тепловой энергии и теплоносителя;
  • сбыт тепловой энергии и теплоносителя;
  • подключение к системе теплоснабжения;
  • поддержание резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» установлены состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежа-
щей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.

Согласно п.15 указанных Стандартов регулируемой организацией подлежит раскрытию информация:

  • о регулируемой организации (общая информация);
  • о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги);
  • об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности);
  • об основных потребительских характеристиках регулируемых това-
    ров и услуг регулируемой организации;
  • об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;
  • о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
  • об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
  • о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения;
  • о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией;
  • о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Необходимо отметить, что помимо указанных выше определений теплоснабжающей и теплосетевой организации, законодатель закрепил понятие единой теплоснабжающей организации в системе теплоснабжения, под которой понимается теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации определены в Правилах организации теплоснабжения.

Согласно п.3 Правил организации теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.

В соответствии с п.5 Правил организации теплоснабжения для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны
ее деятельности.

К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.

В соответствии с п.7 Правил организации теплоснабжения критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:

  • владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
  • размер собственного капитала;
  • способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.

В Правилах организации теплоснабжения также закреплены обязанности единой теплоснабжающей организации, к которым относятся:

  • заключение и исполнение договоров теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;
  • заключение и исполнение договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения;
  • заключение и исполнение договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)