Правовое положение субъектов частноправовых отношений в сфере электроэнергетики

Изучение особенностей правового положения субъектов частноправовых отношений в сфере электроэнергетики возможно с использованием достаточно широкого перечня условных классификаций.

  1. Самая общая классификация может быть обозначена как «поставщик» — «покупатель». Данная классификация основывается на том, что одна сторона частноправовых отношений продает, передает электрическую энергию, мощность, предоставляет определенные услуги, а другая приобретает электрическую энергию, мощность, услуги.
  2. В зависимости от вида деятельности субъектов электроэнергетики — субъекты, осуществляющие производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
  3. В зависимости от участия или неучастия государства в уставном капитале субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики — компании с участием государства и компании без государственного участия.
  4. В зависимости от стратегического значения — стратегические и нестратегические субъекты.
  5. В зависимости от состояния товарного рынка — субъекты естественной монополии, осуществляющие передачу электрической энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению.
  6. В зависимости от территории деятельности — субъекты, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики на внутреннем рынке сделки, и субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Помимо вышеуказанных классификаций необходимо учитывать, что особенности правового положения организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также территориальных сетевых организаций.

Среди нормативных правовых актов, закрепляющих особенности правового положения субъектов электроэнергетики следует отметить в том числе:

  1. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
  2. Федеральный закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике».
  3. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2012 № 1567 «Об открытом акционерном обществе «Российские сети».
  5. Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2013 № 437 «Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Российские сети».
  6. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».
  7. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».
  8. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» и другие.

Рассмотрим сначала особенности правового положения организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Как уже отмечалось выше, согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а так-же параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

В целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части:

  • права заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и определения условий этих договоров;
  • использования (вывода из эксплуатации) указанных объектов без согласования с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Ограниченные в соответствии со ст.7 данного Федерального закона права собственников и иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, осуществляются организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью является открытым акционерным обществом.

Особенности правового положения организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью заключаются в следующем:

  • доля участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» не может составлять менее 52 процентов. По завершении реформирования контроль Российской Федерации над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью осуществляется путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция;
  • организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью заключает с другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, договоры, определяющие порядок использования указанных объектов.
    Заключение таких договоров является обязательным для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, а цена, определяемая договором, составляет сумму, обеспечивающую возврат собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, доходов, получаемых в результате осуществления их прав (определяемых как доход, который эти собственники или иные законные владельцы получили бы в случае самостоятельного осуществления своих прав путем оказания на возмездной договорной основе услуг по передаче электрической энергии) и уменьшенных на сумму текущих расходов на эксплуатацию указанных объектов (в случае, если их эксплуатация осуществляется организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью);
  • организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью имеет преимущественное право покупки продаваемого объекта электросетевого хозяйства, входящего в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и ее аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии и мощности (за исключением покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой для собственных (хозяйственных) нужд; покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством РФ, при исполнении функций гарантирующего поставщика);
  • передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, может осуществляться при условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с территориальными сетевыми организациями в соответствии с требованиями, установленными пунктами 6,7,8 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, услуги по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств;
  • в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, оказания услуг по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территории Российской Федерации и (или) на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств, в порядке и в случаях, которые установлены Правительством РФ, осуществляет урегулирование отношений по использованию электрических сетей электроэнергетических систем иностранных государств и передаче электрической энергии по указанным сетям, а также оказывает связанные с этими отношениями услуги.

Далее рассмотрим особенности правового положения субъектов электроэнергетики с использованием некоторых из возможных классификаций.

Рассматривая классификацию «поставщик — покупатель» необходимо учитывать следующие особенности, предусмотренные действующим законодательством.

Особенности правового положения поставщиков и покупателей установлены в том числе Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности», Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Об этом прямо указано, например, в п. 2 Правил оптового рынка электрической энергии, уже в самом определении понятия «участники оптового рынка», где закреплено, что участниками оптового рынка являются поставщики электрической энергии и мощности и покупатели электрической энергии и мощности, получившие статус субъектов оптового рынка, заключившие обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие иные необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

В качестве примера можно также привести положения действующего законодательства, предусматривающие особенности правового положения гарантирующего поставщика электрической энергии, под которой согласно ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» понимается коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным законом или добровольно принятыми на себя обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Согласно п.9 Основ функционирования розничных рынков гарантирующий поставщик в том числе обязан:

  • заключать в порядке, установленном в Основах, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя;
  • в порядке, установленном в Основах, определять по итогам каждого расчетного периода объемы продажи электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным с производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а так-же осуществлять в отношении таких энергопринимающих устройств продажу электрической энергии (мощности) в объеме, не обеспеченном продажей по указанным договорам.

Рассматривая классификацию по видам деятельности субъектов электроэнергетики следует обратить внимание на следующее.

Под субъектами электроэнергетики понимаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Положения, предусматривающие особенности правового положения субъектов электроэнергетики, закреплены как в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», так и в многочисленных подзаконных нормативных правовых актах.

Прежде всего следует обратить внимание на предусмотренные в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запреты на возможность осуществления одними и теми же лицами одновременно определенных видов деятельности.

Так, например, как уже отмечалось выше, организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.

При этом в п.4 ст.8 данного закона законодатель закрепил следующее. Организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и ее аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии и мощности (за исключением покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой для собственных (хозяйственных) нужд; покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, при исполнении функций гарантирующего поставщика).

Другой запрет касается системного оператора. Согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» системный оператор — специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.

В соответствии с п.4 указанной статьи системному оператору и его аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, за исключением купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

Рассматривая особенности правового положения субъектов электроэнергетики в зависимости от состояния товарного рынка необходимо учитывать, что в соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Соответствующие положения закреплены в том числе в п.3 ст.9, п.4 ст.16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Особенности правового положения субъектов электроэнергетики, предоставляющих услуги по передачи электрической энергии, оказывающих услуги по оперативно-диспетчерскому управлению закреплены в том числе в таких нормативных правовых актах как:

  1. Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».
  2. Приказ Федеральной службы по тарифам от 02.03.2011 № 56-э «Об утверждении форм раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, осуществляющими деятельность в сферах деятельности субъектов естественных монополий».
  3. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22.01.2010 № 27 «Об утверждении Порядка хранения раскрытой информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».

В рамках данной статьи представлена лишь краткая характеристика некоторых особенностей правового положения субъектов частноправовых отношений в сфере электроэнергетики.

Но даже по результатам выявленных особенностей можно сделать вывод о том, что правовое положение субъектов частноправовых отношений в сфере электроэнергетики имеет свою специфику, которая обусловлена прежде всего тем, что объектом возникающих в сфере электроэнергетики частноправовых отношений являются такие особые товары как электрическая энергия и мощность.

Выявленные особенности обусловлены также и тем, что частноправовые отношения в сфере электроэнергетики подвергаются существенному государственному регулированию.

Следует также отметить, что предлагаемые в данном параграфе классификации являются условными, но их использование позволяет более детально изучить особенности правового положения субъектов частноправовых отношений в сфере электроэнергетики, выявить дополнительно установленные требования, условия, которым необходимо соответствовать для того, чтобы иметь право быть поставщиком электрической энергии, мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности, на розничных рынках электрической энергии, оказывать услуги по передаче электрической энергии и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)