Правовое положение субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики

Частноправовые отношения в сфере энергетики складываются между лицами, осуществляющими деятельность по добыче энергетических ресурсов, производству, переработке, поставке, хранению, распределению различных видов энергетических ресурсов, проектированию, инженерным изысканиям, строительству, модернизации, реконструкции энергетических объектов, инновационную деятельность, иную деятельность в сфере энергетике, между данными лицами и лицами, которые приобретают различные виды энергетических ресурсов и которым оказываются соответствующие услуги.

Для изучения особенностей правового режима субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики может быть предложено несколько условных классификаций:

  1. Самая общая классификация может быть обозначена как «поставщик» – «покупатель». Данная классификация основывается на том, что одна сторона частноправовых отношений поставляет энергетические ресурсы, предоставляет определенные услуги, создает новый или модернизирует существующий энергетический объект, а другая — приобретает соответствующие энергетические ресурсы, услуги, принимает построенный энергетический или модернизированный энергетический объект.
  2. В зависимости от вида деятельности в определенной отрасли энергетики — субъекты, осуществляющие добычу, переработку, производство энергетических ресурсов; поставщики энергетических ресурсов, субъекты, осуществляющие транспортировку энергетических ресурсов, субъекты, осуществляющие хранение энергетических ресурсов; субъекты, осуществляющие строительство энергетических объектов; субъекты, оказывающие различные услуги в сфере энергетики.
  3. В зависимости от участия или неучастия государства в уставном капитале субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики — компании с участием государства и компании без государственного участия.
  4. В зависимости от стратегического значения — стратегические и нестратегические субъекты.
  5. В зависимости от состояния товарного рынка.
  6. В зависимости от территории деятельности — субъекты, осуществляющие деятельность в сфере энергетики на внутреннем рынке, и субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Правовое положение субъектов частноправовых отношений определяется на основании различных нормативных правовых актов и иных источников энергетического права.

Среди нормативных правовых актов следует прежде всего отметить:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Федеральный закон от 22.04.1996 № 39 «О рынке ценных бумаг»;
  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
  • Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа»;
  • Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
  • Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и др.

Многие аспекты правового положения субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики являются предметом правовых исследований.

Остановимся подробнее на основных особенностях правового положения субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики подробнее.

1.Рассматривая самую общую классификацию необходимо отметить особенности, установленные в энергетическом законодательстве, регулирующем отношения в различных отраслях энергетики.

Законодательство в сфере электроэнергетики устанавливает и особенности правового положения субъектов электроэнергетики, субъектов оптового рынка, гарантирующих поставщиков электрической энергии, потребителей электрической энергии, потребителей мощности, потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.

Данные особенности закреплены в том числе:

  • в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (глава 6, глава 7);
  • в Постановлении Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»;
  • в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Так, например основные положения о потребителях электрической энергии, поставщиках электрической энергии на розничных рынках электрической энергии закреплены в ст.ст.37–40 Главы 7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

При этом в п.3 ст.37 данного закона указано, что правила деятельности гарантирующих поставщиков, правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками определяются Основными положениями фунцкионирования розничных рынков, утверждаемые Правительством РФ.

Постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии.

В Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии устанавливаются особенности правового положения субъектов розничных рынков, под которыми понимаются участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

В Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии разделяются понятия потребителя и покупателя.

Под «потребителем» понимается потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

А под «покупателем» понимается покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения — в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее — исполнитель коммунальной услуги).

Следует также учитывать, что в данном нормативном правовом акте выделено определение такого понятия как «потребитель с блок-станцией», под которым понимается потребитель, владеющий на праве собственности или ином законном основании объектом по производству электрической энергии (мощности) и энергопринимающими устройствами, соединенными принадлежащими этому потребителю на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача всего или части объема электрической энергии, потребляемой указанными энергопринимающими устройствами такого потребителя.

В Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии разделяются понятия потребителя и покупателя также предусматривается, что гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках в отношениях по купле-продаже электрической энергии (мощности) на розничных рынках могут выступать как продавцами электрической энергии, так и покупателями.

Общие положения об отношениях теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии закреплены в Главе 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Особенности правового положения теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

2. Рассматривая классификацию, в основании которой вид деятельности, необходимо обратить внимание, что данные особенности также закреплены в различных источниках энергетического права, регулирующих общественные отношения в сфере энергетики.

Более подробно данная классификация используется в соответствующих параграфах Особенной части учебника. В данном пункте приведем примеры особенностей правового положения субъектов частноправовых отношений в зависимости от видов деятельности в некоторых отраслях энергетики.

Так, например:

  • виды деятельности в области использования атомной энергии, особенности правового положения организаций, осуществляющих деятельности в области использования атомной энергии указаны в Федеральном законе от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
  • особенности правового положения Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» установлены в Федеральном законе от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
  • особенности правового положения специализированной организации по обращению с ра- диоактивными отходами, а также национального оператора по обращению с радиоактивными отходами установлены в Федеральном законе от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К видам деятельности в области использования атомной энергии согласно ст.4 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» относятся в том числе:

  • размещение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;
  • разработка, производство, испытание, транспортирование, хранение, утилизацию, использование ядерных зарядов в мирных целях и обращение с ними;
  • обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче полезных ископаемых, содержащих эти материалы и вещества, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Особенности правового положения эксплуатирующей организации, осуществляющей деятельность в области использования атомной энергии, установлены в Главе VII данного закона.

Под эксплуатирующей организацией понимается организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

В данной статье также закреплено, что для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь разрешения (лицензии), выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.

Виды деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» установлены в ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Особенности правового положения организаций, осуществляющих обращение с радиоактивными отходами, предусмотрены в Федеральном законе от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В п. 1 ст.14 данного закона указано, что обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии.

В Федеральном законе от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» установлены особенности правового положения организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Согласно ст. 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации»236 закреплены понятия газотранспортной организации — организации, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщика (газоснабжающей организации) — собственника газа или уполномоченного им лица, осуществляющих поставки газа потребителям по договорам.

Особенности правового положения указанных компаний закреплены также в подзаконных нормативных правовых актах, в том числе в Постановлении Правительства РФ от 17.05.2002 № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», в Постановлении Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации».

3. В зависимости от участия или неучастия государства в уставном капитале субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики — компании с участием государства и компании без государственного участия.

Во многих энергетических компаниях в качестве акционера участвует государство.

Правовое положение данных компаний определено в том числе в таких нормативных правовых актах как:

  • Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  • Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
  • Федеральный закон от 05.02.2007 № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения, имуществом и акциями организаций осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.1214 № 1214 «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)»;
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 07.05.2010 № 168 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом функции уполномоченного органа в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об акционерных обществах» и др.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» доля участия Российской Федерации в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в период реформирования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» не может составлять менее 52 процентов.

По завершении реформирования контроль Российской Федерации над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью осуществляется путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция.

Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона «Об электроэнергетике» организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и ее аффилированным лицам, группам лиц запрещается заниматься деятельностью по купле-продаже электрической энергии и мощности (за исключением покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой для собственных (хозяйственных) нужд; покупки электрической энергии (мощности), осуществляемой в целях компенсации потерь в электрических сетях и технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, а также в случаях и в порядке, которые определяются Правительством РФ, при исполнении функций гарантирующего поставщика).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» суммарная доля обыкновенных акций организации — собственника Единой системы газоснабжения, которые находятся в собственности Российской Федерации и в собственности акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, не может составлять менее чем 50 процентов плюс одна акция общего количества обыкновенных акций организации — собственника Единой системы газоснабжения.

Продажа и иные способы отчуждения таких обыкновенных акций могут быть осуществлены на основании федерального закона.

Особенности правового положения организации — собственника Единой системы газоснабжения установлены в ст. 13, ст.14 указанного закона.

В ст.13 закреплено, что организация — собственник Единой системы газоснабжения:

  • обеспечивает строительство, эксплуатацию, реконструкцию и развитие объектов Единой системы газоснабжения;
  • обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль за функционированием объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения;
  • обеспечивает использование на объектах Единой системы газоснабжения энергосберегающих и экологически чистых оборудования и технических процессов.

В целях обеспечения неделимости Единой системы газоснабжения в соответствии со ст. 14 данного закона организация — собственник подсоединенного к Единой системе газоснабжения объекта не может осуществить вывод его из эксплуатации без согласования с организацией — собственником Единой системы газоснабжения в период действия между ними договора о подсоединении, а ликвидация организации — собственника Единой системы газоснабжения может быть осуществлена только на основании федерального закона.

4. Рассмотрим особенности правового положения субъектов в зависимости от стратегического значения.

Поскольку во многих обществах, осуществляющих деятельность в сфере энергетики, в качестве акционера участвует государство, необходимо учитывать, что некоторые компании в сфере энергетики имеют статус стратегических предприятий, перечень которых утвержден Указом
Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

На сегодняшний день в перечень открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, включены такие акционерные общества, как ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Газпром»; ОАО «Зарубежнефть»; ОАО «НК «Роснефть»; ОАО «Роснефтегаз»; ОАО «РусГидро»; ОАО «ФСК ЕЭС»; ОАО «Российские сети»; ОАО «Интер РАО».

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»244 акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

Необходимо также отметить, что согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытого акционерного общества, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона.

5. Рассматривая особенности правового положения субъектов частно-правовых отношений в зависимости от состояния товарного рынка, необходимо учитывать, что в соответствии со ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий в том числе относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической энергии ;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • захоронение радиоактивных отходов.

Особенности правового положения субъектов естественных монополий, оказывающих вышеперечисленные виды деятельности закреплены в том числе в следующих нормативных правовых актах:

  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам»;
  • Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 № 858 «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества «Газпром»;
  • Постановление Правительства РФ от 18.10.2010 № 844 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 980 «О государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов»;
  • Приказ Федеральной службы по тарифам от 19.01.2011 № 11-э «Об утверждении форм, сроков и периодичности раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также правил заполнения указанных форм»;
  • Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования»;
  • Постановление Правительства РФ от 21.01.2004 № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».

6. При изучении особенностей правового положения субъектов частно-правовых отношений в сфере энергетики в зависимости от территории деятельности, необходимо учитывать, что особенности осуществления внешнеэкономической деятельности указанных субъектов установлены следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
  • Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе»;
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа»;
  • Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
  • Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
  • Указ Президента Российской Федерации от 27.03.1992 № 312 «О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий»;
  • Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 973 «Об экспорте и импорте материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий».

Так, например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа» исключительное право на экспорт газа природного в газообразном состоянии предоставляется организации — собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации — собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов.

Исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии предоставляется:

  1. Организации — собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации — собственника единой системы газоснабжения составляет сто процентов.
  2. Пользователям участков недр на участках недр федерального значения, лицензия на пользование недрами которых по состоянию на 1 января 2013 года предусматривает строительство завода по производству газа природного в сжиженном состоянии или направление добытого газа природного в газообразном состоянии для сжижения на завод по производству газа природного в сжиженном состоянии.
  3. Юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, которые являются пользователями участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации, Черного и Азовского морей и которые производят газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр, или из газа природного в газообразном состоянии, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу данного Федерального закона, и их дочерним обществам, в уставных капиталах которых доля участия таких юридических лиц составляет более пятидесяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы этих обществ, и которые производят газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на указанных участках недр, или из газа природного в газообразном состоянии, добытого при реализации соглашений о разделе продукции, в том числе заключенных до дня вступления в силу данного Федерального закона.

Лицензии на осуществление исключительного права на экспорт газа выдаются вышеуказанным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.08.2014 № 785 утверждены Правил предоставления информации об экспорте газа лицами, указанными в ст.3 Федерального закона от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа».

К такой информации относятся:

  1. Сведения о прогнозных объемах добычи газа природного в газообразном состоянии.
  2. Сведения о прогнозных и фактических объемах производства газа природного в сжиженном состоянии.
  3. Сведения о прогнозных и фактических направлениях экспорта газа с указанием объемов газа природного в газообразном и (или) сжиженном состоянии по каждому направлению (государству).
  4. Наименование и местонахождение контрагентов экспортеров, осуществляющих экспорт газа.
  5. Сведения о прогнозном и фактическом порядке ценообразования на газ природный в газообразном и (или) сжиженном состоянии.
  6. Сведения о месте (порте) передачи (отгрузки) газа природного в газообразном и (или) сжиженном состоянии (при наличии).
  7. Сведения о прогнозных и фактических датах экспорта газа.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральным законом от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа» Распоряжением Правительства РФ от 14.07.2014 № 1277-р утвержден перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии. В данный перечень включены: ОАО «Газпром»; ОАО «НК «Роснефть»; ОАО «Ямал СПГ»; ООО «Газпром экспорт».

Следует отметить, что приведенный перечень классификаций и их критериев не является исчерпывающим, вышеуказанные классификации являются условными, но позволяют более детально изучить особенности правового положения субъектов частноправовых отношений в сфере энергетики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)