Правовая регламентация производства и принятия нормативных правовых актов государственного и муниципального управления

Государственное управление осуществляется системой исполнительных органов власти.

Правотворчество в сфере государственного управления с процессуальной точки зрения есть порядок принятия нормативных правовых актов правомочными на то субъектами, находящимися в системе исполнительной власти.

Принятие нормативных правовых актов органами государственного управления носит своеобразный характер возникающих при этом административно-правовых отношений.

Главная особенность этих правоотношений состоит в том, что они складываются не между субъектом-исполнителем и органом исполнительной власти, принявшим нормативный правовой акт, а между различными подразделениями данного органа принимающего нормативный правовой акт.

Законодательный процесс, исходя из его юридического характера, должен быть строго регламентирован. Правовой основой законотворческогопроцесса является широкий перечень различных нормативных правовых актов, к числу которых относятся:

  1. Федеральный закон РФ от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных Законов, Федеральных законов Актов палат Федерального Собрания».
  2. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 N 490, от 13.08.1998 N 963, от 28.06.2005 N 736).
  3. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (с изм., внесенными Указом Президента РФ от 19.06.2003 N 693).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 N 1538, от 06.11.1998 N 1304, от 11.02.1999 N 154, от 30.09.2002 N 715, от 07.07.2006 N 418).
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 июня 2004 г. № 260 «О регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.05.2006 N 322, от 07.07.2006 N 418, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.11.2006 N 9-П, решением Верховного Суда РФ от 15.02.2007 N ГКПИ06-1355).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. №30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2005 N 679).
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов».
  8. Приказ Минюста РФ от 14 июля 1999г. № 217 «Об утверждении разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов власти и их государственной регистрации».

Важной проблемой остается отсутствие на федеральном уровне единого нормативного правового акта, предназначенного для регулирования правотворческой деятельности. Однако, отдельные субъекты Российской Федерации значительно продвинулись в этом направлении.

Так, в Курской области регулирование правотворческой деятельности органов исполнительной власти представлена в таких нормативных правовых актах:

  1. Устав Курской области от 2 октября 2001 г № 67-ЗКО (в ред. Законов Курской области от 12.03.2002 N 7-ЗКО; от 09.06.2003 N 26-ЗКО; от 01.03.2004 N 1-ЗКО; от 30.12.2004 N 82-ЗКО; от 24.02.2005 N 4-ЗКО; от 04.05.2005 N 32-ЗКО; от 19.10.2005 N 61-ЗКО; от 03.05.2006 N 10-ЗКО; от 06.04.2007 N 23-ЗКО).
  2. Закон Курской области «О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Курской области» от 13 мая 1996г. №134-14 ПД (в ред. Законов Курской области от 08.05. 2001 №20-ЗКО; от 12.08. 2004 №35-ЗКО).
  3. Закон Курской области «О правовых актах, принимаемых Курской областной Думой» от 02. 12. 2002 г № 57-ЗКО (в ред. Законов Курской области от 07. 04. 2003 №10-ЗКО; от 07. 04. 2003г. от 28. 07. 2003 г №42-ЗКО; от 18. 06. 2004 №20-ЗКО).
  4. Закон Курской области «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Курской области» от 14 12. 1995г.№104-12 ПД (в ред. ЗКО от 13 06. 2001 №42 ЗКО).

Аналогичные нормативные правовые акты принимаются в других субъектах РФ:

  • в г. Москве принят Закон г. Москвы от 14 декабря 2001 г. № 70 «О законах города Москвы и Постановлениях Московской городской Думы»; распоряжением Мэра г. Москвы от 11 августа 2003г. № 305-РМ утверждены Методические правила подготовки проектов законов г. Москвы;
  • в г. Санкт-Петербурге Принят Закон Санкт-Петербурга от 20 июля 1995г. № 83-12 «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга»;
  • в Ленинградской области принят областной закон от 13 декабря 2001 г. № 71-ОЗ «О порядке подписания, опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Ленинградской области».
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)