Правовая природа Европейского союза и членство в Европейском союзе

Правовая природа ЕС вызывает дискуссию среди специалистов. В юридической литературе отмечают гибридный характер правовой природы ЕС и указывают, что ЕС есть международное и в то же самое время государственно-подобное образование, сочетающее в себе черты как минимум трех видов государственных союзов: международной межправительственной организации, конфедерации и федерации. Зарубежные ученые рассматривают ЕС как федеративное образование особого рода sui generis (между конфедерацией и федерацией).

В соответствии со статьей 49 Договора о ЕС процедура принятия (присоединения) в ЕС происходит в четыре этапа:

  1. Любое европейское государство может обратиться с заявкой с целью стать членом ЕС.
  2. Предварительное решение органами ЕС об открытии переговоров о вступлении. На данном этапе принципиальное значение имеют критерии: способность присоединения кандидата и способность, и готовность ЕС.
  3. Переговоры, в которых участвуют государства – члены ЕС и страна-кандидат. Условия приема и изменения, которые этот прием влечет для договоров, на которых основывается Союз, выступают предметом соглашения между государствами-членами и государством-заявителем.
  4. Ратификация. На данном этапе вышеупомянутое соглашение подлежит ратификации всеми участвующими в нем государствами в соответствии с конституционными правилами каждого из них.

Выделяют так называемые «копенгагенские критерии» (условия) вступления:

  • олитические критерии – уважение и поддержка основополагающих (конституционных) ценностей ЕС;
  • экономические критерии – конкурентоспособная социальная рыночная экономика;
  • готовность взять на себя достижения – существующий уровень интеграции, так называемые «acquis»;
  • принятие политической цели европейской интеграции;
  • географическое положение – кандидат является европейским государством.

Согласно статье 50 Договора о ЕС, любое государство-член в соответствии с конституционными положениями может принять решение о выходе из состава Союза.

Государство – член ЕС, которое принимает решение о выходе, должно уведомить о своем намерении Европейский совет.

ЕС проводит переговоры и заключает с таким государством соглашение, которое определяет порядок выхода последнего, а также основы его будущих взаимоотношений с ЕС. Соглашение от имени ЕС заключает Совет ЕС после его одобрения Европейским парламентом.

Учредительные договоры ЕС прекращают применяться к выходящему государству со дня вступления в силу соглашения о выходе, либо, при отсутствии такого соглашения, через два года с момента уведомления Европейского совета. Этот срок с согласия заинтересованного государства-члена может быть продлен.

Примеров выхода государств из ЕС пока нет. Однако в настоящий момент первым примером может стать Великобритания. 29 марта 2017 г. официально началась процедура выхода Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии из ЕС, которая должна закончиться 29 марта 2019 года.

В соответствии со статьей 7 Договора о ЕС по мотивированному предложению одной трети государств-членов ЕС, Европейского парламента или Европейской комиссии Совет ЕС, постановляя большинством в четыре пятых своих членов после одобрения Европейского парламента, может констатировать существование явной угрозы серьезного нарушения каким-либо государством – членом ЕС европейских ценностей.

Кроме того, Европейский совет, постановляя единогласно по предложению одной трети государств-членов ЕС или Европейской комиссии и после одобрения Европейского парламента, может констатировать существование серьезного и устойчивого нарушения каким-либо государством-членом ЕС европейских ценностей, предложив сначала этому государству-члену представить любые замечания по данному вопросу.

В случае если будет установлена (сделана) констатация данных обстоятельств, Совет ЕС, постановляя квалифицированным большинством, может принять решение о приостановлении отдельных прав, вытекающих из применения учредительных договоров ЕС к соответствующему государству-члену, в том числе права голоса представителя правительства этого государства-члена в Совете ЕС. Принимая такое решение, Совет ЕС учитывает возможные последствия подобного приостановления для прав и обязанностей физических и юридических лиц.

При любых обстоятельствах обязанности, которые возлагаются на соответствующее государство-член ЕС согласно учредительным договорам ЕС, сохраняют обязательную силу для этого государства.

Совет ЕС, постановляя квалифицированным большинством, может впоследствии принять решение об изменении или прекращении действия мер, которые он принял, с тем, чтобы учесть изменения ситуации, вызвавшей наложение им этих мер.

Исключение из ЕС в учредительных договорах ЕС не предусмотрено. Однако некоторые специалисты считают, что это допускается в случае, если государство – член ЕС длительное время нарушает принципы и ценности ЕС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)