Правотворчество конституционного правосудия

В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ Конституционным Судом РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дается толкование Конституции РФ.

Данное Конституционным Судом РФ прямое толкование Конституции РФ является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Следует отметить, что официальное толкование Конституции РФ не может быть связано с проверкой конституционности нормативных правовых актов или спора о компетенции.

Интересно
К числу первых (март 1995 г.) толкований Конституции РФ относится решение Конституционного Суда РФ по запросу Совета Федерации относительно следующего положения: согласно Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, причем федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Из содержания Конституции РФ не было, однако, ясно – распространяется ли 14-дневный срок на законы, которые в силу ст. 106 Конституции РФ должны быть в обязательном порядке рассмотрены в Совете Федерации (о федеральном бюджете, о ратификации и денонсации международных договоров РФ, войне и мире и др.).

В своем решении по данному вопросу Конституционный Суд РФ указал, что рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой палате парламента на предмет одобрения, должно начаться согласно ч. 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации.

Если Совет Федерации не завершил в указанный срок рассмотрение принятого Государственной Думой закона, подлежащего обязательному рассмотрению, этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении или отклонении. Как указывается в решении Конституционного Суда РФ, данное толкование не распространяется на федеральные законы, признаваемые самим Советом Федерации подлежащими обязательному его рассмотрению, если они приняты Государственной Думой по вопросам, не перечисленным в ст. 106 Конституции РФ.

По запросу Государственной Думы Конституционный Суд РФ дал толкование ст. 136 Конституции РФ, устанавливающей порядок внесения поправок в Конституцию РФ. Потребность в толковании была вызвана тем, что ст. 136 Конституции РФ не содержит четкого определения правовой формы документа, в котором должна быть изложена поправка.

В этой конституционной статье указывается лишь, что поправки в Конституцию РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Давая толкование данной статьи Конституции РФ, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что в подобных случаях необходим особый правовой акт – федеральный конституционный закон о поправке к Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г.

Теоретический интерес в контексте рассматриваемой проблемы представляет ставший предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ спор о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ в части, касающейся полномочий указанных органов по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела.

По мнению Совета Федерации, издание Президентом РФ указа о временном отстранении от должности Генерального прокурора РФ в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела нарушает установленное Конституцией РФ разграничение компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ. Такое отстранение, считает.

Совет Федерации, должно было осуществляться им по представлению Президента РФ в порядке, установленном п. “е” ст. 83, п. “з” ч. 1 ст. 102, ст. 129 Конституции РФ, в которых определяется порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ.

Конституционный Суд РФ тем не менее пришел к выводу о том, что конституционные полномочия Совета Федерации сами по себе не предопределяют его компетенцию по временному отстранению Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела. К тому же в таких случаях оценка основания отстранения исключается, а поэтому Совет Федерации как коллегиальный представительный орган не может решать подобного рода вопросы.

Кроме того, выявление путем голосования согласия или несогласия большинства членов Совета Федерации об отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела могло бы привести к нарушению требований законодательства РФ о порядке проверки актов органов расследования (в частности, проверяется законность возбуждения такого уголовного дела), в соответствии с которым она осуществляется только прокуратурой и судом.

Президент РФ, несущий ответственность за согласованное функционирование органов государственной власти, в силу своего конституционного статуса обязан издавать обеспечивающие исполнение Конституции РФ и законов правовые акты (ст. 90 Конституции РФ) во всех случаях, когда отсутствуют иные предназначенные для этого механизмы <1>.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)