Правотворчество конституционного правосудия в процессе проверки конституционности закона по жалобам

В полномочия Конституционного Суда РФ помимо толкования Конституции РФ (конституционности) входит также проверка конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

В отличие от разрешения дел, т.е. спора о конституционности нормативного акта и его рассмотрения в Конституционном Суде, проверка данным Судом конституционности касается лишь примененных или подлежащих применению законов с ограничением этого круга законов лишь теми из них, которые либо обжалуются по поводу нарушения прав и свобод граждан, либо являются предметом запроса судов по поводу их конституционности.

При этом данная проверка предполагает применение конституционно-судебной процедуры, но не является разрешением спора. В наибольшей степени такая проверка, по нашему мнению, приближается к понятию “осуществление конституционного надзора”, но все же далеко не тождественна ей.

Основаниями применения Конституционным Судом РФ указанного полномочия являются:

  • жалобы граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, жалобы по этому поводу объединений граждан и иных органов и лиц, указанных федеральным законом;
  • запросы судов или иных органов, рассматривающих дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон.

Жалоба допустима, если:

  • закон затрагивает конституционные права и свободы граждан;
  • закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. При этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом РФ.

Поэтому если в конкретном деле подлежит применению не закон, а иной нормативный правовой акт и при этом обнаруживается несоответствие этого акта закону, то вопрос о проверке конституционного акта не может быть предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ, а подлежит разрешению в той судебной инстанции, которая рассматривает данное дело, или в вышестоящих судебных инстанциях, если соответствующее решение будет обжаловано или опротестовано.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного подзаконного акта закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).

Итоги рассмотрения жалобы: Конституционный Суд РФ принимает решение о признании закона либо отдельных его положений соответствующими или не соответствующими Конституции РФ, в связи с чем наступают известные правовые последствия для примененного или подлежащего применению

закона. При признании такого закона неконституционным дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

Конституционным Судом РФ, следовательно, могут быть рассмотрены не все нарушения конституционных прав и свобод, а лишь некоторые из них, поскольку само обращение в Конституционный Суд РФ ограничено условиями того, что:

  • конституционное право гражданина (группы граждан) нарушено именно законом, а не каким-либо иным нормативным актом. В последнем случае дело подведомственно суду общей юрисдикции;
  • закон, нарушающий права гражданина (граждан), применен или подлежит применению в конкретном деле, которое рассмотрел или рассматривает суд или другой правоохранительный орган.

Наконец, следует иметь в виду, что, хотя в ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и, соответственно, в Законе о Конституционном Суде РФ говорится о конституционных правах и свободах граждан, совершенно очевидно, что имеются в виду конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина, которые, согласно ст. 18 Конституции РФ, обеспечиваются правосудием.

Свидетельством тому может, например, служить рассмотрение Конституционным Судом РФ дела о проверке конституционности положения ч. 2 ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. “О правовом положении иностранных граждан в СССР” в связи с жалобой лица без гражданства Яхья Дашта Гафура (Постановление от 17 февраля 1998 г. N 6-П) 

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)