Правотворчество конституционного правосудия в процессе выявления конституционности

Толкование Конституционным Судом РФ Конституции РФ, ее принципов, норм, положений осуществляется и в иной, отличной от предусмотренной ч. 5 ст. 125 Конституции РФ форме. Это – толкование Конституционным Судом РФ конституционных принципов, норм и положений, которое делается без соответствующих запросов, по собственной инициативе Конституционного Суда, когда он испытывает в этом потребность в целях выявления конституционности правовых актов, причем такое толкование также обладает качествами обязательности, окончательности и бесспорности.

О такой форме официального толкования прямо говорится в Определении Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 6-О: “Как орган конституционного правосудия, Конституционный Суд РФ осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ, не устанавливая при этом фактических обстоятельств.

При рассмотрении дел в любой из установленных Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” процедур ему принадлежит исключительное право официального, а потому обязательного для всех правоприменителей, толкования конституционных норм”.

Интересно
Анализируя правотворческие потенции Конституционного Суда РФ и конкретные формы реализации им этих потенций, в названном Определении подчеркивается, что указанные функциональные проявления базируются на обязательности принимаемых решений, которая, как уже подчеркивалось ранее, объективно, в глубинно-сущностном своем проявлении основывается на подлинной конституционности.

Обязательность же формальная не всегда может опираться на такую подлинную конституционность, и причиной тому может быть некорректность толкования Конституции РФ в делах по решению вопросов о конституционности отдельных правовых актов. И примеров такой допускаемой некорректности в толковании Конституции, ее принципов и норм имеется достаточно много.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П, в п. 3 его резолютивной части, указывается, что полномочия судов общей юрисдикции и арбитражных судов по проверке соответствия перечисленных в ст. 125 (п. “а” и “б” ч. 2) Конституции РФ нормативных актов ниже уровня федерального закона другому акту, имеющему большую юридическую силу, кроме Конституции РФ, должны устанавливаться федеральным конституционным законом.

В ходатайстве Генерального прокурора РФ о разъяснении указанного Постановления говорится, что действующие законы федерального уровня, регламентирующие вопросы такой проверки, не являются федеральными конституционными законами, т.е. по своей форме не отвечают данному требованию, а потому в практике их применения после принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 16 июня 1998 г. возникают трудности. Это относится к нормам, содержащимся в Законе РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, в Федеральном законе “О прокуратуре Российской Федерации”, а также в ГПК РСФСР.

Заявителем фактически ставился вопрос о соответствии действующего правового регулирования, касающегося судебного оспаривания нормативных положений, правовым позициям, выраженным в п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ.

Отметив, что предметом рассмотрения по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ (равно как и по любому другому делу о толковании Конституции РФ) не были и не могли быть какие-либо законы, Конституционный Суд в Определении от 4 марта 1999 г. N 31-О констатировал: “Не создавая нового регулирования.

Постановление Конституционного Суда от 16 июня 1998 года разъясняло смысл указанных положений Конституции РФ, причем оценка соответствия тех или иных законов правовым позициям, выраженным в данном Постановлении, означала бы, по существу, оценку их соответствия именно тем статьям Конституции РФ, толкование которых составляло предмет рассмотрения по делу”.

Итак, когда закон соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, он тем самым соответствует статьям Конституции РФ, составляющим предмет рассмотрения по делу. Из этого с неизбежностью следует, что содержание правовой позиции – это форма толкования конституционных статей, достигающая такой степени адекватности, при которой соответствие законов правовой позиции равнозначно по своему юридическому значению соответствию этих юридических законов конституционной норме. Одновременно это и форма правотворчества Конституционного Суда РФ.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)