Правотворчество конституционного правосудия при разрешении дел

Как показывает проведенный анализ, многие формы правотворческой деятельности формируются в процессе разрешения дел о соответствии Конституции РФ законодательных актов.

Одна из таких форм выражается в том, что Конституционный Суд РФ, выявляя конституционно-правовой смысл законодательных норм, санкционирует этот новый смысл в качестве общеобязательного правового установления и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Примером такой формы правотворчества может служить Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. N 16-П. Правоприменители столкнулись с неопределенностью в понимании положений абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”: распространяются ли предусмотренные в них правовые последствия на религиозные организации, учрежденные до вступления этого Федерального закона в силу или входящие в структуру централизованной организации и при этом не имеющие подтверждения о том, что они действуют на соответствующей территории не менее 15 лет?

Интересно
По буквальному смыслу положений абз. 3 и 4 п. 2 ст. 27 данного Федерального закона предусмотренные в них требования распространяются на все религиозные организации, которые не имеют документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет (на основании именно такого истолкования были приняты правоприменительные решения по конкретным делам заявителей в Конституционный Суд РФ). Между тем, по мнению Конституционного Суда.

РФ, конституционно-правовой смысл указанных положений Федерального закона не может быть выявлен без учета взаимосвязи с другими статьями Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, прежде всего регулирующими учреждение (создание) религиозных организаций, условия и порядок их государственной регистрации.

Конституционно-правовой смысл указанных положений Федерального закона был выявлен Конституционным Судом РФ в Постановлении от 23 ноября 1999 г. N 16-П, и, как сказано в резолютивной части этого Постановления, выявленный конституционно-правовой смысл является общеобязательным и исключает любое иное истолкование в правоприменительной практике.

Конституционно-правовой смысл законодательной нормы может быть выявлен Конституционным Судом РФ и применительно к законодательному акту, которым регламентируется деятельность самого Конституционного Суда, и тем самым Конституционный Суд, осуществляя в этой форме свою правотворческую функцию, в результате формирует норму, которой сам же и должен руководствоваться.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. В соответствии с этим конституционным требованием Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания определяет общие правила вступления законов в силу и устанавливает, что официально опубликованные федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вопрос о конституционности законоположений, допускающих придание обратной силы законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Постановления от 24 октября 1996 г. и от 8 октября 1997 г.).

В них Конституционный Суд РФ указал, что ст. 57 Конституции РФ, возлагая на граждан одну из важнейших конституционных обязанностей – платить законно установленные налоги и сборы.

Гарантирует им вместе с тем защиту в тех случаях, когда налоги не являются законно установленными либо когда законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила; закон в части, ухудшающей положение налогоплательщиков, не подлежит введению в действие ранее, чем истекает 10-дневный срок с момента его опубликования. Правовые основания, приведенные в указанных Постановлениях Конституционного Суда РФ, а следовательно, и изложенная правовая позиция носят общий характер и распространяются на все законы, принимаемые в сфере налогообложения.

К важнейшим правоустановительным прерогативам Конституционного Суда РФ следует, безусловно, отнести его возможности влияния на законодателя, основывающиеся на обязательности принимаемых Судом решений.

В ряде постановлений Конституционного Суда РФ, в которых по результатам проверки конституционности отдельных законодательных актов или части положений этих актов констатируется несоответствие их Конституции РФ, содержится весьма категорическое предложение (употребляется слово “подлежит”) Федеральному Собранию как законодательному органу Российской Федерации “решить вопрос” о внесении в законодательство соответствующих изменений и дополнений, вытекающих из постановления Конституционного Суда РФ.

Интересно
Так, в п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998 г. N 21-П, например, указывается: “Федеральному Собранию надлежит внести в уголовно-процессуальное законодательство изменения в соответствии с требованиями ст. 50 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления”.

В некоторых случаях обязательное предписание законодательному органу сопровождается указанием конкретного срока его исполнения: в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П говорится: “Федеральному Собранию в течение шестимесячного срока надлежит внести изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 г.

“О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год, вытекающие из настоящего Постановления”.

Решая при этом вопрос о необходимости законодательному органу внести изменения в действующее законодательство либо ввести им новые правовые институты, Конституционный Суд РФ учел одновременно, что для принятия соответствующих законодательных решений, учитывающих в том числе позицию Конституционного Суда РФ, требуется определенное время.

Поэтому в Постановление были включены два положения:

  • признанная неконституционной ч. 5 ст. 97 УПК РСФСР утрачивала юридическую силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ;
  • решить вопрос об изменении уголовно-процессуального закона в части обеспечения гарантий права каждого на свободу при применении ареста и содержании под стражей в качестве меры пресечения Федеральному Собранию РФ предоставлялась возможность в течение шести месяцев с момента провозглашения Постановления.

Установление конкретных сроков исполнения содержащихся в Постановлении выводов вытекает из смысла ст. 80 Закона о Конституционном Суде РФ. Суд вправе в своем итоговом решении, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса, предусмотреть специальный порядок, сроки и особенности исполнения его Постановления, установившего неконституционность конкретной части статьи уголовно-процессуального закона. Безусловно, эта нормативная новелла, введенная Конституционным Судом РФ, находится в очевидном противоречии со ст. 79 Закона о Конституционном Суде: “Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)