Правосознание и правовая культура

Правосознание – это совокупность знаний, идей, чувств, характеризующая восприятие, оценку и отношение людей к правовым явлениям и реальной действительности.

Правосознание – сложное, целостное структурное образование, в котором теоретически можно выделить 3 компонента, неразрывно связанные и взаимодействующие между собой и правовыми явлениями.

Первое: Правовая психология охватывает эмоциональные элементы правосознания, отражающие нравственные, эстетические, религиозные представления о правовых явлениях.

Происходит восприятие правовой действительности в чувственных, эмоционально окрашенных тонах и образах. Формируется отношение к праву как хорошему или плохому, справедливому или несправедливому.

Такие представления могут распространяться и на людей, занимающихся педагогической деятельностью. Эмоции определенным образом влияют на поведение людей, как правомерное и неправомерное.

Второе: Правовая идеология включает в себя представление о праве, отражающие господствующие в данном обществе и государстве политические, экономические, и правовые идеи. Истоки этих представлений коренятся в идеологических и религиозных учениях, теориях, произведениях литературы, пословицах.

Интересно
Примером могут служить библейские заповеди: не убий, не укради, идеи из социалистического прошлого: кто не работает, тот не ест, государство-машина для подавления эксплуататорских классов, пословицы – закон что дышло, как повернешь, так и вышло, идеи западной демократии – частная собственность священна, а личность неприкосновенна, современные российские идеи – верховенство права, прав и свобод человека и гражданина.

Роль идей велика. Они могут оказывать как положительное воздействие на поведение людей, так и способствовать формированию негативного отношения к праву. Третье: Правовые знания – это рациональное зерно правосознания, они основаны на реальных фактах правовой действительности, добыты научными методами и могут быть проверены практикой, сравнительно-правовыми исследованиями.

Получить правовые знания можно из юридической литературы, занятий в рамках правового просвещения, в общеобразовательной школе, в вузе, в том числе, педагогическом. В качестве источника правовых знаний могут служить кодифицированные нормативные правовые акты-кодексы, учебники, монографии, научные статьи, и т. д.

Заметное влияние на формирование правосознания в разных странах оказали исторически важные законодательные документы, например, Французская Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конституция США 1787 г. и многие др.

Особое значение имеет юридическая наука, которая во многом определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет анализ современной правовой материи. Стадии и виды правосознания. Каждый из перечисленных элементов может формироваться по-разному, в разной очередности, в зависимости от ситуации. Традиционно выделяют 3 стадии правосознания.

Первая стадия – познания, определяет, что есть право, какова его роль в жизни обществе, в жизни индивида, какие возможности оно предоставляет людям, и какие обязанности на них возлагает. Источником познания права могут быть представления, идеи, эмоции, чувства, знания.

Вторая стадия оценки полученной информации о том или ином правовом явлении, Нормативно-правовом акте при сопоставлении с собственными ценностями. Осознание ценности права личностью будет способствовать превращению права из «Чужого», исходящего от внешних сил, в право «Свое», способствующее реализации целей и интересов человека. На основе оценки права формируется его легитимность, т. е. признание права обществом, добровольное следование его принципам и нормам, активное использование предоставленных правом возможностей для решения жизненных задач.

Третья стадия – отношения, целенаправленного формирования волевого действия. На этой стадии человек, узнав о законе и оценив его, решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом: использовать этот закон для реализации собственных задач, или «Обойти его», строго исполнять этот закон или найти другие правовые акты, более отвечающие его интересам и потребностям. Все это входит в волевой элемент правосознания. Волевую направленность правосознания называют правовой установкой, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Важно определить разновидности правосознания. В качестве основания для разделения правосознания на виды, можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе.

По этим критериям правосознание формируется на основе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди постоянно сталкиваются с правовыми предписаниями, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Этот уровень правосознания характеризуется знанием общих принципов права, здесь правовые воззрения переплетаются тесно с нравственными представлениями.

Другой уровень – профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. Данный уровень характеризуется наличием специализированных, детализированных знаний действующего законодательства, умений и навыков его применения.

Так, судьи в процессе вынесения решений руководствуются законом и своим профессиональным правосознанием. Его формированию должно уделяться особое внимание в современных условиях, так как право становится все более значимым инструментом социального регулирования. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении беда любого общества.

Следующий уровень – научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

Теоретическое правосознание играет важную роль при разработке правовой политики, т. е. путей, способов, средств воздействия на правовую ситуацию в обществе. Стоит задача разработки правовой идеологии, построенной на признании высшей значимости в жизненных делах правовых ценностей и идеалов. Правосознание можно разделить на виды по его субъектам, носителям. Правосознание называют индивидуальным, если оно характеризует правовые взгляды, эмоции одного человека.

К видам коллективного правосознания относится групповое правосознание, т. е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп: классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

В ряде случав правосознание одной социальной группы может существенным образом отличаться от правосознания другой. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения. В профессиональном правосознании юристов можно проследить отличия во взглядах работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в МВД России.

Массовое правосознание характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации). Для характеристики макро-коллективов (население страны, континента, людей, живших в определенную историческую эпоху) используется понятие «Общественное правосознание».

К общественному правосознанию можно отнести правовые воззрения наций и народностей. Несмотря на отсутствие в истории нашей страны стойких правовых традиций, известен огромный вклад русских ученых и практиков в конце XIX – начале XX веков в дело формирования права и правосознания в России. Процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 году. Сегодня бы наблюдаем дефицит позитивного правосознания в Российском обществе.

Правовая культура. Элементы правовой культуры. Особую роль в этой связи приобретает формирование в обществе правовой культуры. Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим, экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания ив целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

Современная отечественная научная литература рассматривает правовую культуру с позиций пяти основных методологических подходов: аксиологического, деятельностного, социологического, информационно-семиотического и системного.

Среди сторонников аксиологического подхода имеет место убеждение о первичной природе материальных и духовных ценностной составляющей в поле правовой культуры современного педагогического работника, определяющих правовое сознание и поведение в юридически значимых ситуациях.

К основным элементам правовой культуры относят правосознание, юридическую науку, правовую деятельность, юридические акты и соответствующие материальные предметы. С. С. Алексеев, определяет правовую культуру в аксиологическом аспекте как качественное состояние правовой жизни общества и государства, высокий уровень правотворчества, и правоприменения, правосознания личности, а также взаимной ответственности государства и личности, совершенствования права как важнейшей государственной ценности.

Представитель высшей юридической школы Г. И. Балюк дает определение правовой культуры как совокупности всех ценностей, создаваемых людьми в области права. В. С. Нерсесянц также отмечает правовую культуру как «совокупность ценностных компонентов в правовой реальности». Т. В. Синюкова, известный юрист, в качестве определения правовой культуры отмечает, что она является сферой человеческой практики, сочетающей различные правовые формы, ценности, институты и нормы, выполняющих функции правовой ориентации людей в обществе.

Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны. Во-первых, правовая культура – это «качество» правовой жизни общества, уровень развития правового сознания населения, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как права и свободы человека ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

Второй элемент правовой культуры – уровень развития правовой деятельности. Она состоит из теоретической и практической деятельности – правотворческой, правореализующей, в том числе правоприменительной.

Правовая культура общества во многом зависит от качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом отношении и во многих других отношениях лица.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона в целях его реализации.

Качество правоприменительной деятельности зависит от структуры госаппарата, профессионализма, культуры правоприменителя. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, их деятельностью по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности, соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Третий элемент правовой культуры общества – уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наибольшее значение имеет для оценки правовой культуры общества система законодательства.

Важен уровень развития всей системы нормативных правовых актов. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе.

Закон должен быть совершенным с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким, ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т. д.

О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.). При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актовдокументов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы административно-управленческой сферы), и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. п.).

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм может выступать в двух разновидностях, или формах, – теоретической (идеологической) и практической.

В первом случае имеет место теоретическое, концептуальное обоснование правового нигилизма, когда ученые, философы, политологи доказывают, что есть гораздо более важные ценности, чем право вообще, а тем более право отдельного человека.

Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа. В обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством, позитивное отношение к праву среди населения воспитать сложно.

Интересно
В этом случае в обществе складывается обыденный, массовый правовой нигилизм. Если установленные государством предписания не соблюдаются государственными органами, ведомственными и должностными лицами, в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится правовой идеализм, или романтизм, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Наивно полагать, что идеальное государство возникнет благодаря идеальным законам, будет достаточным, уничтожив старые законы, принять новые.

В настоящее время, государственная политика в сфере правовой грамотности направлена на повышение уровня правовой культуры населения, юридической грамотности, преодоление правового нигилизма в первую очередь в образовательной среде. В этих условиях педагог становится участником правовой политики государства.

Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания. В широком смысле речь идет о правовой социализации личности, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц. В узком смысле правовое воспитание направлено на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект. Воспитание влияет, в основном, на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, в целях информационно-ознакомительного воздействия на человека.

Ценностное, эмоционально-волевое воздействие ограничено реальной правовой практикой, невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, не провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях. Ценности и идеалы формируются самой жизнью тоже, всеми окружающими обстоятельствами. При этом роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности очень важна. Решающее значение имеют личностные установки.

Направления правового воспитания:

  • формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;
  • обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;
  • самовоспитание;
  • предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание. В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Правовое просвещение – это элементарная форма распространения и добывания первичных знаний о государстве и праве. Источниками таких знаний могут служить популярная юридическая литература, аудио и видеоматериалы, Интернет, обучающие семинары, уроки права в дошкольных и школьных учреждениях, лекции на правовые темы профессиональными юристами, учеными и т. д.

Особую роль и значение в формировании правосознания и правовой культуры имеет юридическое образование. Именно оно определяет процесс т результат познания государственно-правовых явлений и овладения основами юридической профессии.

Это система фундаментальных и специальных знаний конкретного индивидуума, обусловленная общественными потребностями и одновременно это система юридических знаний, накопленных за время развития человеческой цивилизации, обладающая признаками саморазвития.

Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития системных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.

Процесс правового образования должен быть непрерывным. Это семейное и дошкольное просвещение и воспитание, изучение правил движения на улицах и дорогах, системы обеспечения безопасности, элементарных норм поведения, начальное юридическое просвещение в системе общего среднего образования (школа, гимназия)получение общих знаний о системах государственного и правового устройства, управления обществом, правах и обязанностях гражданина, государственных символах, среднее профессиональное, в том числе, юридическое образование (колледж, техникум)подготовка специалистов по учетно-кадровому обслуживанию, делопроизводству, подготовке документов, помощников следователей, нотариусов, а также специалистов соответствующего управленческого звена, высшее юридическое профессиональное образование бакалавры, специалисты, магистры, постоянно действующая система повышения квалификации и переподготовки кадров, высшее послевузовское профессиональное образование аспирантура, докторантура, адъюнктура, соискательство.

Признаки правового обучения:

  • целенаправленный процесс. Его конечный результат – правовая обученность личности. Обучение может быть ориентированно на получение общегражданских профессиональных знаний и навыков;
  • планомерный процесс. Оно осуществляется по заранее составленному учебному плану, программам, в соответствии с которыми учебный материал и работа обучаемого распределяются на порции и этапы обучения;
  • организованный процесс. Определены срок обучения, перечень осваиваемых учебных дисциплин, виды занятий (лекции, семинары, уроки и т. д.), формы контроля (экзамены, зачеты);
  • формирование и развитие системных правовых знаний, навыков и умений. Дается целостное представление о правоведении как многогранной науке, учебной дисциплине. Раскрывается соотношение (общее, особенное и взаимодействие) между различными явлениями и понятиями. В процессе обучения не меньшее внимание должно уделяться формированию и развитию правовых навыков и умений практической деятельности;
  • сопровождается констатацией наличия, у обучающегося образовательного уровня (ценза) и выдачей ему по итогам обучения документа (диплома, аттестата).

Юридическое образование призвано реализовать потребности, интересы личности и общества в научном овладении профессиональной юридической деятельностью, выступает в качестве необходимого компонента совокупности факторов, обеспечивающих нормальное, культурное развитие всего социума, определяет его роль и значение в формировании правосознания и правовой культуры.

Процесс правового образования должен быть непрерывным. Это семейное и дошкольное просвещение и воспитание, изучение правил движения на улицах и дорогах, системы обеспечения безопасности, элементарных норм поведения, начальное юридическое просвещение в системе общего среднего образования (школа, гимназия) – получение общих знаний о системах государственного и правового устройства, управления обществом, правах и обязанностях гражданина, государственных символах, среднее профессиональное, в том числе, юридическое образование (колледж, техникум)подготовка специалистов по учетно-кадровому обслуживанию, делопроизводству, подготовке документов, помощников следователей, нотариусов, а также специалистов соответствующего управленческого звена, высшее юридическое профессиональное образование – бакалавры, специалисты, магистры, постоянно действующая система повышения квалификации и переподготовки кадров, высшее послевузовское профессиональное образование аспирантура, докторантура, адъюнктура, соискательство.

Правовое воспитание и правовое обучение (просвещение и образование) неотделимы друг от друга, но в тоже время имеют неодинаковое значение и собственные формы существования. Обучение включает овладение знаниями, изучение законов, юридических конструкций и технологий, а воспитание происходит в результате освоения правовых ценностей, постижения гуманистических начал права, жизни по праву, в соответствии с законом.

Правовое воспитание должно постоянно сопровождать человека от рождения, а юридическое образование получают в определенной системе и в определенное время, оно делится на уровни, категории и влечет за собой приобретение юридической профессии. От уровня правосознания и правовой культуры, профессиональной грамотности сегодняшних студентов, будут зависеть человеческие судьбы и будущее страны.

Для того чтобы верховенство закона стало реальным, каждый гражданин должен знать юридическую «азбуку», государственные чиновники обязаны быть юридически грамотными, работники правоохранительной сферы и правосудия – быть профессионалами, иметь хорошую общекультурную подготовку.

Правовая культура педагога. Сегодня крайне важно решать проблемы, связанные с таким феноменом как правовая культура педагога. В современных социокультурных и экономических условиях проблема воспитания профессиональной правовой культуры весьма актуальна в связи со все возрастающими потребностями в специалистах с надлежащим уровнем правовой образованности.

Интересно
Актуальность вопроса на практическом уровне связана с затруднениями педагогов в реализации государственных правоприменительных актов. Анализ материалов периодической печати, судебной практики свидетельствуют о многочисленных правонарушениях в сфере образования. Часто педагоги не знают правовых норм, действуют интуитивно, не осознавая противоправности своих поступков.

В этих условиях необходимо повышение правовой культуры педагога для преодоления противоправности педагогических решений и защиты собственных законных интересов. Поэтому одним из важнейших элементов личности современного педагога является наличие развитой правовой культуры.

С правовой грамотностью педагога связана реализация потребностей общества в становлении правовой культуры обучающихся. Знание педагогом основ законодательной политики в сфере образования позволит избежать конфликтных ситуаций между участниками учебно-образовательного процесса и владеть правовой базой для цивилизационного разрешения в рамках правового поля.

Знание основ образовательного законодательства необходимо руководителям и сотрудникам органов управления образования, администрации образовательных учреждений, учителям, ведь именно на их плечах лежит необходимость формирования личности, гражданской ответственности, отношения к нашей стране и обществу у подростков, в том числе и основам правовых знаний.

Структуре образования должна соответствовать и структура воспитательных и учебных учреждений, статус которых устанавливается государством и им же осуществляется надзор за их деятельностью.

Правовая культура учителя предполагает:

  • определенный уровень правосознания, то есть сложившуюся систему взглядов, оценок и установок на российскую и международную законодательную базу и систему правоотношений в рамках правового поля;
  • общекультурную составляющую, которая включает патриотизм, гражданственность, отношение к культурным корням и традициям, историческую память;
  • необходимую для учителя степень знания законов, высокий авторитет закона для учителя, уважение к правовым нормам;
  • законопослушность как социальную составляющую деятельности учителя.

Основными показателями правовой культуры педагога выступают: правосознание, системность правовых знаний, правовая ответственность, умение пользоваться правовыми нормами в конкретных жизненных ситуациях, умение давать оценку правовым и неправовым ситуациям.

Профессиональная правовая культура обеспечивает правовую осведомленность, правильную практическую реализацию правовых знаний, правомерное профессиональное поведение специалиста.

Профессиональная правовая культура педагога представляет собой особую форму проявления общей правовой культуры личности, которую специалист последовательно реализует в условиях образовательной среды средствами обучения и воспитания.

Современному педагогу при организации образовательного процесса необходимо действовать в соответствии с требованиями современного законодательства, быть в курсе постоянно меняющихся трудовых, дисциплинарных, административных законодательных решений.

В этой связи актуализируется проблема реализации направлений правового образования и правового воспитания, будущих педагогов в контексте осуществления их профессионального обучения в высшей школе.

Профессиональное обучение, оторванное от правового образования и правового воспитания, теряет свой смысл и сущность, так как сформированность профессиональной правовой культуры является обязательным компонентом профессиональной компетентности современного педагога наряду с наличием культуры педагогического общения, технологической и информационной культуры и специализированных профессиональных знаний.

Важно подчеркнуть особенности совершенствования правовой культуры педагога в условиях перехода на Профессиональный стандарт педагога. Основной для педагогической общественности формой определения квалификации работника является профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к педагогу на территории РФ.

Данный документ предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности учителя, при приеме на работу, планировании аттестационной деятельности. Основная идея профстандарта заключается в формировании образа конечного результата, к которому должен стремиться каждый педагог в своей профессиональной деятельности.

Документ демонстрирует требования к содержанию профессиональной деятельности педагога. В частности, стандарт устанавливает необходимость знания педагогом основных нормативно-правовых документов, регламентирующих обучение и воспитание детей и молодежи, Конвенцию о правах ребенка, основы трудового права. Одной из общекультурных компетенций современного педагога, стандарт устанавливает использование базовых правовых знаний в различных видах профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования, основного и среднего общего образования, модулей «Предметное обучение» характеризуют трудовые действия с позиции соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики. Педагогические работники, являющиеся агентами социализации для обучающихся, должны владеть правовой базой в рамках своих компетенций.

В современных условиях становится актуальной необходимость введения для педагогов новых форм правовой подготовки: Центров повышения педагогического мастерства, повышение квалификации в различных формах и форматах, правовых лекториев, практической работы с законодательством, решения ситуационных задач и др.

Без знания правовых норм, системы управления образованием, нормативно-правового обеспечения образовательного процесса, знания о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса невозможно осуществление профессиональной педагогической деятельности. В этой связи возрастает роль правового образования при реализации ОПОП в стенах педагогических вузов.

Успешность реализации программы правового совершенствования педагогических работников зависит от ряда условий:

  • целеполагания, отбора содержания и методик правовой подготовки;
  • планирования и организации этапов правовой подготовки исходя из личностных и профессиональных особенностей педагогов;
  • применение в процессе обучения инновационных технологий и методов;
  • создания специфических учебно-методических комплексов по правовым дисциплинам для педагогических работников;
  • разработки и создания системы дидактических и ситуационных правовых практикумов для педагогов;
  • разработки и внедрения системы распространения позитивного правового опыта педагогических работников.

Профессиональный стандарт педагога, в качестве необходимых знаний при реализации воспитательной функции, выделяет знание нормативных правовых, руководящих, инструктивных документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации.

Противодействие коррупции в сфере образования также является актуальной темой для изучения педагогическим сообществом в рамках правовой подготовки. Изучение данных вопросов способствует укреплению позитивных правовых позиций в педагогической деятельности, повышению правовой активности, прогрессу правомерного поведения педагога, совершенствованию его правовой культуры.

Современный учитель, согласно профессиональному стандарту, должен владеть навыками работы, например, с электронными библиотеками. Сегодня существуют и активно формируются базы открытого образовательного пространства, работа в рамках которого необходима сегодня педагогу.

Существуют базы справочных правовых систем, таких, как «Гарант», «Консультант плюс», и другие, которые предлагают ежедневно обновляемое законодательство РФ, обзор судебной практики, алгоритм правовых решений, содержат библиотеки юридической литературы.

Структура правовой культуры педагога. Профессиональное правовое образование и воспитание будущих педагогов – это комплексный, целенаправленный, педагогически организованный процесс, реализуемый с целью развития профессиональной компетентности будущих специалистов в области образования, достижения правового социально-профессионального сознания, формирования сознательно-активного социального поведения, обеспечивает разработку и внедрение педагогической технологии воспитания необходимой для будущей деятельности профессиональной правовой культуры.

Структура правовой культуры педагога содержательно может быть представлена совокупностью следующих компонентов:

  • информационно-эрудиционного (когнитивного);
  • аксиологического;
  • регулятивно-поведенческого;
  • личностного.

Содержание информационно-эрудиционного (когнитивного), включает в себя правовые знания, профессионально-правовые знания, активную правовую позицию в педагогической деятельности, умение осуществлять отбор правового материала, интегрировать общепедагогические, профессиональные, правовые проблемы в каждой ситуации, информационную культуру.

Содержание аксиологического компонента включает: морально-правовые оценочные понятия, правовое сознание, моральную убежденность и устойчивость навыки правового самовоспитания. Регулятивно-поведенческий компонент правовой культуры учителя включает правовое поведение, правомерное поведение, правовые отношения.

Содержание личностного компонента включает способность к самоконтролю собственной самообразовательной деятельности, рефлексию, коммуникативную культуру, профессиональную мобильность.

Процесс правового обучения и воспитания педагогов должен реализовываться с опорой на формирование основ правовой культуры, правового мышления, навыков работы с нормативно-правовой документацией, знакомства педагогов с правовым образовательным пространством.

При этом, в основе методологии формирования профессиональной правовой культуры доминирующими должны стать общечеловеческие ценности правовые идеалы, как стержень духовного мира личности.

В современных социокультурных и экономических условиях задачами высшего профессионального педагогического образования являются: сформировать у будущих педагогов комплекс необходимых профессиональных знаний, систему профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих их социальную успешность, воспитать высокую социальную ответственность за профессионально-педагогическую деятельность, а также правовую культуру как часть профессионально-педагогической культуры учителя.

Традиционно в России педагог является образцом поведенческого стандарта, транслирующим обществу социальные нормы и правила через культуру общения, поведения и профессиональную деятельность. Через взаимодействие с педагогом обучающиеся осваивают опыт участия в правоотношениях, осознают личностный смысл правового поведения, приобретают социально значимые правовые ориентации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)