Правовое регулирование педагогических отношений в системе профессионального и дополнительного образования

Как и в случае с общим образованием, каждый уровень профессионального образования имеет свою цель. Так, среднее профессиональное образование имеет своей целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

Несмотря на некоторую схожесть, педагогические отношения, возникающие при реализации программ среднего профессионального и высшего образования, имеют ряд принципиальных отличий, отчет которых начинается уже на этапе приема в образовательную организацию.

Так, по общему правилу, т. е. если иное не предусмотрено законом, прием в образовательные организации лиц для обучения по образовательным программам СПО осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее или среднее общее образование.

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).

Важно отметить, что законом предусмотрены случаи, когда обучение по образовательным программам высшего образования следует считать получением второго или последующего высшего образования:

  • при обучении по программам бакалавриата или программам специалитета если лицо уже имеет диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
  • при обучении по программам магистратуры, если лицо, имеет диплом специалиста или диплом магистра;
  • при обучении по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, если лицо, имеет диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;
  • при обучении по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, если лицо, имеет диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры), свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Различаются также требования к вступительным испытаниям и их результатам. Так, при приеме на программу СПО, если численность поступающих, включая поступающих, успешно прошедших вступительные испытания (перечень которых установлен для программ, требующих наличия определенных творческих способностей, физических (или) психологических качеств), превышает количество бюджетных мест, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, т. е. проводит т. н. «конкурс аттестатов».

При этом результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, учитываются по общеобразовательным предметам в порядке, установленном в правилах приема, утвержденных образовательной организацией самостоятельно.

Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 457 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования», содержит исчерпывающий перечень специальностей, при приеме на которые, с целью выявления наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств у поступающих проводятся вступительные испытания.

К ним относятся:

  • 49.02.01 Физическая культура,
  • 49.02.02 Адаптивная физическая культура,
  • 20.02.04 Пожарная безопасность,
  • 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях,
  • 40.02.02 Правоохранительная деятельность,
  • 44.02.03 Педагогика дополнительного образования,
  • 31.02.01 Лечебное дело,
  • 31.02.02 Акушерское дело,
  • 31.02.05 Стоматология ортопедическая,
  • 34.02.01 Сестринское дело,
  • 42.02.01 Реклама,
  • 53.02.01 Музыкальное образование,
  • 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение,
  • 53.02.09 Театрально-декорационное искусство,
  • 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство,
  • 52.02.03 Цирковое искусство,
  • 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады (по видам),
  • 52.02.05 Искусство эстрады,
  • 52.02.04 Актерское искусство,
  • 54.02.05 Живопись,
  • 54.02.07 Скульптура,
  • 55.02.02 Анимация,
  • 52.02.01 Искусство балета,
  • 52.02.02 Искусство танца (по видам),
  • 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам),
  • 54.02.04 Реставрация,
  • 54.02.01 Дизайн (по отраслям),
  • 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам),
  • 54.02.03 Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности,
  • 53.02.07 Теория музыки,
  • 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов),
  • 53.02.04 Вокальное искусство,
  • 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение,
  • 53.02.06 Хоровое дирижирование,
  • 43.02.02 Парикмахерское искусство,
  • 43.02.13 Технология парикмахерского искусства,
  • 43.02.12 Технология эстетических услуг,
  • 43.02.03 Стилистика и искусство визажа,
  • 35.02.12 Садовопарковое и ландшафтное строительство,
  • 29.02.01 Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи,
  • 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий,
  • 29.02.03 Конструирование, моделирование и технология изделий из меха,
  • 07.02.01 Архитектура,
  • 25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов,
  • 55.02.01 Театральная и аудиовизуальная техника (по видам).

Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (за исключением приема лиц, имеющих право на прием на обучение без вступительных испытаний) проводится следующим образом:

  • на базе среднего общего образования – на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов единого государственного экзамена;
  • на базе среднего профессионального или высшего образования – по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией высшего образования.

Лица, поступающие на обучение по программам магистратуры, принимаются по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется организацией самостоятельно. С 1 марта 2022 года, прием на обучение по программам магистратуры проводится по результатам вступительных испытаний, установление перечня и проведение которых осуществляется организацией самостоятельно.

Данная норма заменила требование о том, что поступающие сдают вступительные испытания по специальной дисциплине, соответствующей направленности (профилю) программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее – специальная дисциплина), иностранному языку. Вступительное испытание по философии проводится по решению организации.

При этом стоит отметить, что пока сохраняются требования о сдаче вступительные испытания по специальной дисциплине для лиц, поступающих на обучение по программам ассистентуры-стажировки. Указанные лица сдают профильное испытание по творческо-исполнительской специальности, иностранному языку (определяемому образовательной организацией).

Вступительное испытание по философии проводится в случае, установленном локальным нормативным актом образовательной организации. Лица, поступающие на обучение по программам ординатуры, сдают вступительное испытание, проводимое в форме тестирования, которое проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Бесплатность среднего профессионального образования и высшего образования обеспечивается за счет выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет данных ассигнований определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки.

В соответствии со ст. 100 ФЗ «Об образовании в РФ» за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.

Число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Интересно
Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Равно как и в случае с общим образованием, возникновению образовательных отношений в системе профессионального образованию предшествует издание распорядительного акта о приеме лица на обучение.

А их реализация регламентируется на основе нормативных актов, регулирующих порядок организации образовательной деятельности:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

В соответствии с представленными нормативно-правовыми актами среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне образовательных организаций. Формы получения образования и формы обучения по образовательным программам СПО определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Также ФГОС устанавливает сроки получения СПО с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

В процессе освоения образовательных программ среднего профессионального образования обучающимся предоставляются каникулы. Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, составляет не менее двух недель в зимний период при сроке получения среднего профессионального образования один год и не менее десяти недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период, – при сроке получения среднего профессионального образования более одного года.

Продолжительность каникул, предоставляемых обучающимся в процессе освоения ими программ подготовки специалистов среднего звена, составляет от восьми до одиннадцати недель в учебном году, в том числе не менее двух недель в зимний период. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут. Объем обязательных аудиторных занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю.

Особенностью организации учебного процесса в СПО является то, что при формировании учебного плана по очно-заочной и заочной формам обучения необходимо учитывать следующие нормы (которые определены метод. рекомендациями в письме Минобрнауки России от 20.07.2015 № 06846):

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся независимо от формы получения образования составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы в очно-заочной форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю;
  • максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся при освоении образовательной программы СПО в заочной форме составляет, как правило, не менее 160 часов.

Говоря об общей характеристике реализации образовательного процесса по программам, первое, на что стоит обратить внимание, это то, что обучение по программам бакалавриата и программам специалитета осуществляется образовательными организациями высшего образования, а обучение по программам магистратуры – образовательными организациями высшего образования и научными организациями (например, РАН, РАО, РАМН).

Мы уже ранее говорили о том, что такое зачетная единица. Так, при обучении по указанным программам ВО, организация самостоятельно устанавливает величину зачетной единицы в пределах от 25 до 30 астрономических часов, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом. Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана.

Учебный год по очной и очнозаочной формам обучения начинается 1 сентября. Организация может перенести срок начала учебного года по очной и очно-заочной формам обучения не более чем на 2 месяца. По заочной форме обучения срок начала учебного года устанавливается организацией.

Общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом, составляет:

  • при продолжительности обучения в течение учебного года более 39 недель – не менее 7 недель и не более 10 недель;
  • при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 39 недель – не менее 3 недель и не более 7 недель;
  • при продолжительности обучения в течение учебного года менее 12 недель – не более 2 недель.

Продолжительность учебного занятия в форме контактной работы не может превышать 90 минут. При этом организация предусматривает перерывы между учебными занятиями не менее 5 минут.

Стоит обратить внимание на то, что при освоении образовательной программы обучающимся, который имеет среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование, и (или) обучается (обучался) по образовательной программе среднего профессионального, высшего или дополнительного образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленной организацией в соответствии с образовательным стандартом, по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.

Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается организацией на основании его личного заявления. При этом не стоит забывать, что при ускоренном обучении сокращение срока получения высшего образования по образовательной программе реализуется путем зачета результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении среднего профессионального образования и (или) высшего образования, а также дополнительного образования (при наличии) и (или) путем повышения темпа освоения образовательной программы.

Главной особенностью реализации образовательного процесса по программам подготовки научно-педагогических кадров является требование о том, что не позднее 3 месяцев после зачисления на обучение по программе аспирантуры (адъюнктуры) обучающемуся назначается научный руководитель, который одновременно осуществляет контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана, а также утверждается тема научно-исследовательской работы. Требования к уровню квалификации научных руководителей определяются образовательным стандартом.

Актуальной проблемой для большинства студентов является академическая задолженность. Законом об образовании установлено, что обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия. Взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации не допускается. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Порядок реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры устанавливает особенности ликвидации академический задолженности: организация может проводить первую повторную промежуточную аттестацию и (или) вторую повторную промежуточную аттестацию в период каникул.

В этом случае организация устанавливает несколько сроков для проведения соответствующей повторной промежуточной аттестации как в период каникул, так и в период реализации дисциплин (модулей). При этом повторная промежуточная аттестация не может проводиться в период проведения практики, а также в период проведения промежуточной аттестации, за исключением периода проведения промежуточной аттестации при реализации образовательной программы в заочной форме обучения.

Время проведения повторной промежуточной аттестации не должно совпадать со временем проведения учебных занятий в форме контактной работы. Российское законодательство об образовании гарантирует студентам возможность реализации права на академический отпуск. Порядок и основания его предоставления установлены приказом Министерства образования и науки РФ от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся».

В соответствии с документом, академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы среднего профессионального или высшего образования, по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет.

Академический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество раз по личному заявлению. Помимо заявления основанием для принятия решения о предоставлении обучающемуся академического отпуска является заключение врачебной комиссии медицинской организации, повестка военного комиссариата, содержащая время и место отправки к месту прохождения военной службы, или иные документы, подтверждающие основание предоставления академического отпуска при их наличии.

Еще одним из аспектов правового регулирования педагогических отношений в системе профессионального образования является этап, связанный с получением документов об образовании. По общему правилу документы об образовании и о квалификации выдаются лицам, успешно прошедшим итоговую (государственную итоговую) аттестацию. Порядок и особенности выдачи документов о высшем образовании установлены Приказом Министерства образования и науки РФ от 13 февраля 2014 г. № 112, о среднем профессиональном образовании – Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. № 1186.

Данные приказы содержат единые условия к выдаче дипломов с отличием, а именно:

  • все указанные в приложении к диплому оценки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам, оценки за курсовые работы (проекты) за исключением оценок «зачтено» являются оценками «отлично» и «хорошо»;
  • все оценки по результатам государственной итоговой аттестации являются оценками «отлично»;
  • количество указанных в приложении к диплому оценок «отлично», включая оценки по результатам государственной итоговой аттестации, составляет не менее 75% от общего количества оценок, указанных в приложении к диплому, за исключением оценок «зачтено».

Следует отметить, что данные приказы также устанавливают общие правила выдачи дубликатов документов об образовании. Помимо общего и профессионального образования в РФ существует профессиональное обучение и дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование).

В соответствии с действующим законодательством профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Профессиональное обучение осуществляется по трем направлениям:

  • профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
  • профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих;
  • профессиональное обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих.

Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

Профессиональное обучение осуществляется только в отношении профессии рабочих и служащих, перечень которых в настоящее время утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513.

Так, например, в данном перечне есть следующие должности служащих сферы образования:

  • дежурный по режиму специального учебно-воспитательного учреждения;
  • вожатый;
  • помощник воспитателя;
  • младший воспитатель.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, который включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего.

В отличие от профессионального обучения, дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Также следует напомнить, что дополнительное образование детей и взрослых является подвидом дополнительного образования.

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ урегулирована приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

В отличие от образовательных программ других видов, дополнительные общеобразовательные программы могут быть реализованы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Это обеспечивается тем, что образовательный процесс по данным программам строится в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы), а так же индивидуально.

Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной. Законодательством допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Интересно
Важным является то, что педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется только лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Также, к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями.

При реализации дополнительных предпрофессиональных программ организация должна учитывать ряд требований. Так, например, прием на обучение по таким программам в области физической культуры и спорта проводится на основании результатов индивидуального отбора, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.

Аналогичным образом в области искусств отбор проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры. Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ.

Последним подвидом профессионального обучения является дополнительное профессиональное образование. Оно направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ:

  • программ повышения квалификации;
  • программ профессиональной переподготовки. К освоению данных программ допускаются:
  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Организации, реализующие программы ДПО, должны руководствоваться порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499.

Ключевым требованием данного документа является требование к срокам освоения программы. Порядок устанавливает, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью и (или) выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

Важно отметить, что при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)