Содержание и специфика педагогической этики

Педагогическая этика – это наука о нравственных аспектах деятельности учителя. Изучает особенности и принципы педагогической морали, особенности нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в педагогическом сообществе.

Педагогическая этика определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Выработка и обоснование нравственных императивов нормативной этики применительно к единичным или типовым ситуациям, с которыми люди сталкиваются в своей личной, профессиональной или общественной жизни, – область деятельности создателей профессиональных этических кодексов (педагогическая этика, этика сферы услуг, этика бизнеса и т. п.). Эта деятельность представляет собой конкретизацию и практическое применение некоторых общих этических принципов.

Особенность нормативной этики заключается в том, что она подводит рациональное основание под фундаментальные ценности, которые служат ориентиром для повседневной практики.

Нормативная этика представляет собой систему моральных рассуждений, имеющих целью поддержание и сохранение в обществе фундаментальных нравственных ценностей. Она призвана формулировать ответы на вопросы о добре и зле, о правильном поведении человека в обыденных жизненных ситуациях и т. д.

В связи с этим нормативная этика провозглашает и отстаивает определенную моральную позицию, выражая ее в виде нравственных идеалов, принципов, правил и норм поведения. Разумные доводы в пользу тех или иных положений нормативной этики способствуют превращению внешнего для личности социального императива (моральной нормы) во внутренний импульс (например, чувство профессионального долга, нравственную мотивацию поведения и т. д.).

Таким образом, профессиональная этика рассматривается как кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые возникают в процессе их профессиональной деятельности.

Первые элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.

По мере своей эволюции педагогическая этика формировала присущие ее времени этические требования. Так, например, еще философы античного общества в своих работах писали о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, об использовании детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения над средствами принуждения.

Ставились вопросы, которые апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности ребенка в процессе учебы и ее результатах. В эпоху средневековья вопросы педагогической этики рассматривались в условиях доминирования религии в сфере общественного обучения и воспитания.

В качестве правил педагогической этики предполагалось обращать внимание на личностные качества наставника, учитывать «душевные склонности ребенка». В дальнейшем, был сделан акцент на доброжелательном отношении педагога к обучаемым, критике формально-показного выполнения учительских обязанностей, уделялось внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником и т. д.

Представители эпохи Просвещения сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум. Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества.

Истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания. На сегодняшний день профессиональный стандарт педагога выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких, например, как готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей и другие.

К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельную составную часть профессиональной этики. Рассмотрим наиболее общее содержание связанных с этим категорий.

Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных правил, которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т. д.

Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Интересно
Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль также играет взаимодействие педагога с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социальной общественно полезной деятельности и т. д.

Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся, как правило, на разных уровнях нравственной зрелости, в связи с чем определение меры объективности в большей степени зависит от педагога; общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться в должной степени учениками.

Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей.

Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии.

Основой профессионального педагогического долга педагога являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В нем также предусмотрена необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение разрешать сложные конфликты профессиональной деятельности.

Педагогическая честь – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Высокоразвитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется особенно отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

Педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень педагогического авторитета учителя определяется глубиной его знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т. д., основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства.

Доброжелательность и искренность – неотъемлемые черты авторитетного педагога. Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета (например, авторитет подавления, авторитет педантизма, авторитет резонерства, авторитет мнимой доброты и т. д.).

Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках.

Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Это связано с тем, что нравственное творчество педагога включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии, осмысление сложных обстоятельств ситуации и условий ее возникновения, необходимость выбора лучшего вида поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт выступает также формой реализации педагогической морали в деятельности педагога, в которой совпадают мысль и действие. Следовательно, такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и его субъективного восприятия другими людьми.

В нем проявляется поиск более эффективного и менее болезненного пути к цели, что обусловливает творчество и поиск в педагогической деятельности. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

Профессиональный такт проявляется во внешнем облике педагога:

  • в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
  • в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
  • в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
  • в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • в самокритичной оценке своего труда.

Основой профессиональной деятельности педагога выступает гуманистическое мировоззрение. Среди основных принципов морали принцип гуманизма особенно рельефно выражен.

Нормы, вытекающие из принципа гуманизма, ориентируют педагога на уважение достоинства учащихся, великодушия к их погрешностям и недочетам, нетерпимым к тому, что способно унизить их физически и нравственно.

Гуманизм педагогической деятельности заложен в его сущности, содержании и результатах. Педагог открывает перед молодыми людьми окружающий природный и социальный мир, пробуждает веру в торжество справедливости и добра, вооружает системой взглядов на жизнь и деятельность.

Гуманизм педагога проявляется в отношении обучаемых не пассивно-созерцательно, а в качестве действующей силы, нетерпимой к несправедливости, беззаконию и злу. Одним из важнейших принципов педагогической морали выступает принцип гражданственности.

Его важнейшие слагаемые:

  • обостренное чувство долга, связанное с профессиональной деятельностью и формированием глубоких знаний и моральных ценностей у воспитуемых;
  • нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам в обществе: коррупции, аморализму, эгоизму, корыстолюбию, насилию и т. д.

Наряду с этим гражданственность это и стремление к повышению своей педагогической компетентности, к тому, чтобы стать образцом для учащихся; распространять накопленные знания и культуру в обществе. Одним из характерных принципов педагогической морали выступает педагогический оптимизм. Он регулирует отношение педагога к учащимся, к своему труду и к себе как представителю специфической профессии.

Педагогический труд нацелен не только на объяснение существующего противоречивого и сложного мира, но и на раскрытие перспектив общественного развития, места и роли в нем человека. При этом одним из важнейших стимулов деятельности педагога является вера в то, что нравственные ценности, развиваемые им в процессе учебно-воспитательной работы, войдут в сознание обучаемых и реализуются в их социально значимых поступках.

Современные условия предъявляет высокие требования к педагогической культуре, что обусловлено необходимостью учета в его профессиональной деятельности обилия организационных и педагогических инноваций. Анализ сущности и уровней педагогической культуры позволяет выделить две группы ее компонентов.

Первое. Компоненты личностного плана представляют собой педагогическую направленность, педагогическую эрудицию, педагогическое творчество, педагогическое мастерство, а также педагогическую технику и культуру речи.

Второе. Компоненты деятельностного плана включают в себя педагогическое целеполагание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, а также самосовершенствование.

Интересно
Большую роль играет педагогическое общение и культура взаимодействия субъектов педагогического процесса. Мы знаем, что профессиональная деятельность педагога осуществляется в процессе общения и поведения. Именно общение занимает особое место и является обязанностью педагога, ибо сама природа педагогической деятельности немыслима без общения.

В то же время, это не просто контакты, а важная форма социально-психологического взаимодействия людей. Путем общения в профессиональной деятельности осуществляется обмен информацией, формируются установки личности, ее позиция, правила и приемы поведения и т. д.

Общение выполняет важнейшую функцию обратной связи в профессиональной деятельности, благодаря чему педагог из первоисточника черпает необходимую информацию о настроениях обучающихся, их мнениях, потребностях и интересах. Существуют принципы, регулирующие взаимоотношения педагога с обучающимися, коллегами, родителями.

1. Параллель: педагог – учащиеся. На первом месте стоит профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ученика. Репрессивная и агрессивная педагогика недопустима. Подлинное уважение к детской личности проявляется, прежде всего, в педагогической требовательности к ней, в оказании помощи ученику в раскрытии своего собственного «Я». Требовательность учителя должна быть доброжелательной требовательностью друга, заинтересованного в судьбе ученика. Требовательность должна быть реалистичной, выполнимой, понятной.

Назовем несколько важных аксиом:

  1. Учитель должен уметь любить детей.
  2. Учитель должен относиться к детям с уважением.
  3. Ученик имеет право на незнание.
  4. Злой учитель – непрофессионал.

2. Параллель: педагог – родители. Семья – важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование.

Интересно
Важно наладить контакт с родителями обучающихся, сделать их союзниками в деле воспитания. Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы отношений между ними. Важным для педагога является поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества.

Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей, повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей, тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей – важные моменты в деятельности педагога.

Родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учете ее в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребенку между сторонами. Контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер.

Важен анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к учителю. Педагогическая мораль требует от учителя доброжелательного отношения к замечаниям родителей.

3. Параллель: педагог – коллеги. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя. В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый из учителей может усиливать или ослаблять воспитательные возможности другого.

Необходима организация педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для всего педагогического процесса.

Педагогический коллектив – это сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, состоит из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, педагогическим взглядам и интеллекту.

Здесь встречаются люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.

В заключение отметим, что современное образовательное пространство ориентировано на то, что педагог должен демонстрировать готовность к переменам, мобильность, способность к стандартным и нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

Профессиональная деятельность педагога находит свое законченное выражение в ее эффективности, под которой понимается конечный результат, достигнутый на том или ином ее отрезке и диагностируемый с помощью профессиональной оценки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)