Правовой статус обучающихся и их родителей или законных представителей

Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет множество гарантий реализации права на образование, которые не только полностью соответствуют гарантиям, установленным международными договорами, участниками которых является Россия, но и во многом превосходят эти гарантии.

Вместе с тем в ряде случаев установленные законодательством права, гарантии, свободы и обязанности в сфере образования не совсем точно соотносятся друг с другом вплоть до ситуации конфликта различных принципов и гарантий. Пожалуй, наиболее известным примером такого несоответствия является дихотомия отношения к образованию как к праву и как к обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Вместе с тем в соответствии с ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования, хотя ч. 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает лишь требование о том, что основное общее образование обязательно.

Круг участников образовательных отношений исключительно широк – от индивидов до учреждений и организаций, от государственных органов до общественных объединений. Все они занимают свое вполне определенное место в образовательной системе, играют в ней свою столь же определенную роль, что и обусловливает своеобразие их статуса как элемента этой системы. Особое место среди них занимают обучающиеся, правовой статус которых закреплен в главе 4 Федерального закона «Об образовании в РФ».

В Российской Федерации существует 9 категорий обучающихся, каждая из которых находится в прямой зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения и режима пребывания в образовательной организации. Это:

  • воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;
  • учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;
  • студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;
  • аспиранты – лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров;
  • адъюнкты – лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров;
  • ординаторы – лица, обучающиеся по программам ординатуры;
  • ассистенты-стажеры – лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;
  • слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  • экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Следует обратить внимание на то, что уставами образовательных организаций, реализующими программы подготовки несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, могут быть установлены специальные названия обучающихся. Например, обучающиеся в кадетской школе и кадетской школе-интернате, в казачьих кадетских корпусах, именуются кадетами.

Равно как и в случае с педагогическими работниками, основу правового статуса обучающихся составляют академические права. Первое, это возможность выбора организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.

Обучающимся в РФ предоставляются условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе предоставляются гарантии получения социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции.

При освоении образовательной программы возможно обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;

Представляет практический интерес реализация учащимися права на участие в формировании содержания своего профессионального образования. Реализация данного права возможна лишь в случаях, когда такая деятельность прямо разрешена ФГОС СПО, ФГОС ВО или ФГТ.

При освоении образовательных программ обучающиеся имеют право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности, направления подготовки или научной специальности) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования), а также на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций.

Реализация такого академического права как, зачет результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, нашло подробную регламентацию в совместном приказе Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства Просвещения РФ № 845/369 от 30 июля 2020 г.

Отсрочка от призыва на военную службу, также является академическим правом обучающихся. Порядок ее предоставления предусмотрен ст. 24 федерального закона от 28 марта 1998 года № 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Немаловажное значение имеет такие академические права как уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья и право на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Каникулы, также отнесены законодателем к академическим правам. По общему правилу это плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком. Так для обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, общая продолжительность каникул не может быть менее 7 недель.

Право на академический отпуск реализуется в порядке, установленном Приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 № 455. По общему правилу академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы СПО или ВО в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет.

В рамках реализации своих академических прав, обучающиеся могут осуществить перевод для получения образования по другой профессии, специальности, направлению подготовки или научной специальности, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании или же перейти с платного обучения на бесплатное обучение, или осуществить перевод в другую образовательную организацию.

При этом следует обратить внимание что для переводов недостаточно только желания со стороны обучающегося, реализация этих прав возможна лишь в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Так, например перевод в другую образовательную организацию СПО или ВО осуществляется в порядке, установленном приказом Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2017 г. № 124 согласно которому перевод обучающихся, за исключением перевода обучающихся между образовательными организациями, реализующими образовательную программу с использованием сетевой формы, допускается не ранее чем после прохождения первой промежуточной аттестации в исходной организации .

К другим академическим правам установленным законом «Об образовании в РФ» относятся:

  • восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
  • участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
  • ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
  • обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
  • пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
  • развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
  • участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
  • направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
  • опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
  • поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
  • совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
  • получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям.

Стоит обратить внимание на то, что перечень академических прав не является исчерпывающим, и законом допускается наличие таковых при их установлении иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

Помимо академических прав, обучающимся в РФ предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, перечень которых также не является исчерпывающим к ним относятся:

  • полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
  • транспортное обеспечение;
  • получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;
  • предоставление в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита.

Стоит отдельно отметить, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей.

Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).

При этом государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особое внимание законодатель уделит вопросу охраны здоровья обучающихся.

В ст. 41 федерального закона № 273ФЗ, закреплена обязанность организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создать условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечить:

  • наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
  • проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
    расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации.

В целом же охрана здоровья обучающихся представляет собой совокупность следующих мероприятий:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организацию питания обучающихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
  • профилактику и запрещение курения табака или потребления никотин-содержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
  • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
  • обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Стоит обратить внимание и на то, что детям испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь которая включает в себя:

  • психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
  • комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
  • помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Помимо представленных выше прав и гарантий, в структуру правового статуса обучающихся входят обязанности и ответственность. Стоит отметить, что к вопросу установления обязанностей обучающихся, законодатель подошел крайне лаконично.

Статья 43 ФЗ «Об образовании в РФ», посвященная данному вопросу, содержит следующие обязанности обучающихся:

  • добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
  • выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
  • заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
  • бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом законом предусматривается что кроме указанных могут быть установлены и иные обязанности обучающихся, но лишь в том случае если они закрепляются самим законом № 273ФЗ или являются частью договора об образовании, при его наличии. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Интересно
Стоит обратить внимание на то, что данные меры не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Также не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, выразившихся в неисполнении локальных нормативных актов, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания.

Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, при одновременном соблюдении следующих условий: если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Правовой статус таких участников отношений в сфере образования как родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в общих чертах закреплен в ст. 44 федерального закона «Об образовании в РФ». Однако следует иметь ввиду, что правовой статус родителей находит свое отражение и в других законодательных актах РФ.

В частности, в Семейном кодексе в ст. 63. содержатся императивные нормы, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители не только имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, но и обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Закон «Об образовании в РФ» гарантирует оказание помощи родителям (законным представителям) со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

  • выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
  • знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
  • знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • защищать права и законные интересы обучающихся;
  • получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
  • присутствовать при обследовании детей психолого-медикопедагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

  • обеспечить получение детьми общего образования;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Обращаем внимание на то, что представленный перечень прав и обязанностей также не является исчерпывающим. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Так за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних установлена ответственность по ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 руб.

Вопросы ответственности родителей (законных представителей) урегулированы также нормами уголовного законодательства. Ст. 156 УК РФ, устанавливает ответственность в виде штрафа от 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет для лиц которые не исполняют или ненадлежащее исполняют обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)