Правовое регулирование педагогических отношений в системе общего образования

Рассмотрение проблемы регулирования педагогических отношений стоит начать с того, что следует определиться с тем, а что же представляют собой эти отношения? По мнению В. И. Шкатуллы, понятие «педагогические отношения» частично совпадает с понятием «педагогический процесс».

Педагогический процесс в свою очередь рассматривается как «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике» Этот вид отношений имеет еще название «образовательные отношения».

Эти отношения возникают между:

  • образовательной организацией и обучающимся;
  • человеком, занимающимся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и обучающимся;
  • организацией и работником по поводу обучения;
  • родителями и обучающимся ребенком;
  • родителями и образовательной организацией.

В соответствии с действующим законом «Об образовании в РФ», отношения в сфере образования представляют собой совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Интересно
Основанием для возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем – договор об образовании.

В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.

Перед тем, как вести речь о договоре об образовании, следует напомнить, что в соответствии со ст. 43 Конституции РФ, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Данное упоминание является уместным, поскольку позволяет развеять общее заблуждение касаемо якобы платного образования в детских садах.

Обратимся к законодательству. Ст. 65 федерального закона № 273, указывает, что в дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Именно за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей).

Включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также иных расходов в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком не допускается!

В соответствии с действующим законодательством договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

  • организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);
  • организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (далее – договор об оказании платных образовательных услуг), также указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Помимо договора об образовании следует обратить внимание на то, что возникновению образовательных отношений предшествуют отношения по приему на обучение. Данная деятельность урегулирована ст. 55 ФЗ «Об образовании в РФ» которая содержит единые для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность общие требования.

Данной статьей устанавливается один из важнейших принципов, гарантирующих реализацию конституционного права на образование, а именно то, что прием на обучение проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Согласно той же статьи прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Тем самым гарантируются общедоступность и бесплатность общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего образования установленных ч. 2. ст. 43 Конституции РФ.

Помимо указанной выше статьи, следует обратить внимание на то, что порядок приема на обучение по образовательным программам общего образования урегулирован отдельными подзаконными актами:

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)»;
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».

Стоит подчеркнуть, что, несмотря на общедоступность общего образования, закон допускает возможность отказа в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию по одной единственной причине – отсутствие мест.

В соответствии со ст. 67 закона «Об образовании в РФ», которая регулирует вопросы приема на обучение по основным общеобразовательным программам устанавливаются возрастные ограничения, препятствующие возникновению педагогических отношений. Так получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

При этом не стоит рассматривать данные ограничения как ограничение права на образование, поскольку стоит понимать, что, связаны они с психолого-педагогическими особенностями развития ребенка. Тем не менее закон допускает возможность приема детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте при наличии заявления родителей (законных представителей).

Образовательные (педагогические) отношения, возникающие между их участниками при реализации основных общеобразовательных программ, преследуют достижение соответствующих каждому их уровней общего образования целей и задач.

Так дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Именно поэтому образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Более того, освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Правовую основу регулирование педагогических отношений в образовательной организации дошкольного образования или общеобразовательной организации, составляют:

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Перед тем как вести речь о дошкольном образовании, следует обратить внимание на то, что образование данного уровня может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций – в форме семейного образования. Какую из названных форм выбрать, решают родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося.

Письмом Минобрнауки России № НТ1139/08 от 15.11.2013 г. дается следующее разъяснение в отношении последней: «при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

В соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения. <…>

Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы.

Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию. <…> учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме.

Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации.

Что касается реализации педагогических отношений в дошкольной образовательной организации то, следует обратить внимание, что прекращение таких отношений связано целиком и полностью со сроками получения дошкольного образования, которые устанавливаются ФГОС.

При этом следует отметить, что ФГОС ДО, не раскрывает конкретные сроки, но называет три возраста, которым должны соответствовать конкретное содержание образовательных областей. Это:

  • младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
  • ранний возраст (1 год – 3 года);
  • дошкольный возраст. (3 года – 8 лет).

Помимо этого, у нас в стране получение дошкольного образования возможно на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей). Аналогичным образом может быть получено дошкольное образование на иностранном языке.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Помимо указанных выше групп, в образовательной организации могут быть организованы также:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Особое внимание при реализации педагогических отношений следует обратить на режим работы образовательной организации который устанавливается ее локальным нормативным актом. В соответствии с порядком группы могут функционировать в режиме: кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (810часового пребывания), полного дня (10,512часового пребывания), продленного дня (1314часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей.

По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. При этом следует обратить внимание на то, что сами образовательные программы дошкольного образования реализуются в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.

Отдельное внимание следует уделить особенностям реализации педагогических отношений участником которых являются обучающиеся из числа лиц с ОВЗ. Условия для получения образования такими детьми определяются в заключении психолого-медикопедагогической комиссии.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация образовательных (педагогических) отношений на уровнях начального, основного общего и среднего общего образования, строится на принципе преемственности образовательных программ. Равно как и в случае с дошкольным образованием общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельности, а также вне – в форме семейного образования. При этом, допускается получение среднего общего образования в форме самообразования.

При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) должны проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

При приеме в общеобразовательную организацию необходимо учитывать некоторые особенности. Так прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.

Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. При приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Одной из особенностей реализации педагогических отношений на данном уровне образования является возможность обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение. Также организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

Интересно
Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки. В отличие от дошкольного образования образовательный процесс в общеобразовательных организациях может быть построен с применением различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, так нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года, срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

Срок получения среднего общего образования составляет два года, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.

Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным общеобразовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией. Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы.

Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы.

Согласно положению, с целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Сроки начала и окончания каникул определяются Организацией самостоятельно. В тоже время следует отметить, что СанПиН 2.4.2.282110 устанавливает дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти для учащихся 1х классов.

Немаловажно то, что при реализации общеобразовательной программы необходимо учитывать, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 23 классах – 1,5 часа, в 45 классах – 2 часа, в 68 классах – 2,5 часа, в 911 классах – до 3,5 часа.

Требования к объему аудиторной нагрузки учащихся также определены СанПиН 2.4.2.282110 так при 6ти дневной неделе максимальной допустимая нагрузка старшеклассников не может превышать 37 ак. часов.

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) образовательной программы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Обучение по программам общего образования строится на основе учебных планов. ФГОС НОО устанавливает, что количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904 часов и более 3 345 часов.

За 5 лет обучения по ФГОС ОО количество учебных занятий не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов. В 1011 классах количество учебных занятий на одного обучающегося должно составлять не менее 2 170 часов и не более 2 590 часов. На протяжении периода освоения основной образовательной программы общего образования, учащиеся должны проходить промежуточную аттестацию, проводимую в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.

Обучающиеся в Организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей), оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Освоение учащимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией (ГИА), которая является обязательной.

Формами проведения ГИА являются:

  1. Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
  2. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.

При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Для оформления ответов на задания КИМ используются специальные бланки.

Государственный выпускной экзамен – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования (ГВЭ11) или основного общего образования (ГВЭ9) для определенных категорий лиц, а именно:

  • обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, получающих среднее общее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в том числе по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
  • обучающихся с ОВЗ;
  • экстернов с ОВЗ;
  • обучающихся и экстерном – детей-инвалидов и инвалидов;
  • ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме с использованием текстов, тем, заданий, билетов.

ГВЭ по всем учебным предметам для обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, экстернов детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме.

ГИА в форме ГВЭ проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам – литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) – обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.

Результаты ГИА в форме ГВЭ признаются удовлетворительными, если участник экзамена по обязательным учебным предметам при сдаче ГВЭ получил отметки не ниже удовлетворительных. В случае если участник экзамена получил неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов, он допускается повторно к ГИА по данному учебному предмету в текущем году в резервные сроки.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, документы об образовании:

  • аттестат об основном общем образовании и приложение к нему;
  • аттестат о среднем общем образовании и приложение к нему.

Стоит отдельно обратить внимание на лиц, осваивающих общеобразовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Данные категории лиц вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельности по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соответствующего уровня, бесплатно.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося осуществляют выбор организации для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации, в том числе на основе рекомендаций органа местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают. Для экстернов утверждается график прохождения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестации экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день.

Для получения без дискриминации качественного образования ОВЗ создаются:

  • необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
  • условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для слабослышащих обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:

  • 1 отделение – для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
  • 2 отделение – для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

В Организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих обучающихся, а также обучающихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении. Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля.

В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:

  • 1 отделение – для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
  • 2 отделение – для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) обучающихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития. В случае если обучающиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

В Организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается:

  • совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
  • совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).

Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в Организации (от полу года до 1 года) организуется специальное сопровождение.

Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 58 обучающихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)