Поведение личности в группах

Во всей цепи взаимосвязанных действий по управлению персоналом, начиная с приема сотрудника на работу и кончая уходом его из организации, от 50 до 80 % времени менеджеров тратится на групповые виды деятельности.

Эффективность работы любого руководителя тесным образом связана с пониманием особенностей групповой работы и со способностью правильно действовать в качестве члена менеджерской группы и управлять собственной рабочей группой. Исследования  последних лет пролили свет на некоторые из сил, действующих в группах и влияющих на рабочие  показатели.

Большая часть материалов данного раздела взята из разработок М.А.Робера и Ф.Тильмана, а
также работ Хэнди, где дается краткий обзор научных изысканий по работе в группах. Причем Хэнди дает систематизированный обзор не по группам вообще, а применительно к
менеджерским группам, создаваемым в организациях для решения текущих вопросов деятельности.

Большинство курсов по управлению персоналом излагают руководства относительно повышения эффективности групп. Сюда относятся такие вопросы, как:

стиль лидерства;

методы, используемые для решения проблем и выработки решений;

процессы, которые помогают группе сосредоточить внимание на ее задаче и сгладить конфликты между членами группы.

Эти вопросы  являются наиболее важными для понимания темы, внесенной в заголовок раздела.

Перед тем как перейти к рассмотрению факторов, влияющих на эффективность работы
менеджерских групп, попробуем перечислить по крайней мере большинство идей, положений, касающихся групп вообще, а не только групп, создаваемых для решения каких-либо
проблем в организациях.

И чтобы действительно уяснить, о каком сложном феномене идет речь, напомним
классический эксперимент М. Шерифа, где было продемонстрировано неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие.

Он поместил группу в  темную комнату и попросил всех сосредоточить взгляд на световом пятне. Затем каждого члена группы по очереди попросили сказать, в каком направлении перемещался свет и на какое расстояние он переместился.

Хотя в действительности свет вообще не перемещался, в индивидуальных ответах на этот вопрос было много различий.

Однако, когда все по отдельности дали свои ответы, группа очень
быстро пришла к согласию относительно направления и величины перемещения света, и было
достигнуто групповое решение, хотя оно и отличалось во многих случаях от конкретных мнений, которые  люди высказывали до этого.

Поведение отдельных людей может показаться весьма странным, особенно, если нет очевидного
объяснения этому поведению, но поведение людей в группах может быть еще более странным. Итак:

Люди живут в группах в состоянии постоянной взаимозависимости.

Члены одной группы имеют общие нормы и преследуют общие цели.

Группы имеют неодинаковые функции. Все они более или менее специализированы. В действительности их специализация зависит от потребностей людей.

Индивиды участвуют по многих группах. Группа является естественной и неизбежной частью
жизни человека. Существуют постоянные, временные и случайные группы.

Некоторые группы являются свободными. В них вступают по желанию. Другие имеют обязательный характер (появившись на свет, мы не выбираем семью, этническую
группу или нацию).

Рабочие группы могут быть формальными и неформальными. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят
безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами, определяемыми внешней средой, культурой.

В неформальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в
ролях, определяемых внутренней средой. Содержание этих ролей — результат взаимодействия внутри группы.

Всегда трудно воздействовать на нормы группы. Это легче делать изнутри и очень трудно
выполнять извне, если только человек, который осуществляет это воздействие извне, не обладает доверием и уважением группы.

Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам
группы (нормы поведения, речь, производительность, отношение к руководству, производству, сверх урочной работе и т.п.).

Группы в целом порождают меньше идей, чем отдельные члены группы, однако группа дает
лучшие идеи: с лучшей проработкой, со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности за них.

Группы (как это ни странно) принимают более рискованные решения, чем отдельные члены
группы. По всей вероятности, развивается определенный тип «группового мышления», при котором группа ощущает себя неуязвимой. Эта тенденция стала известна как явление
смещения риска.

Конфликт между группами и внутри группы — вполне естественное явление (мы и они, те, кто в
группе и вне группы). Могут быть: личные конфликты, межличностные, конфликты принадлежности, межгрупповые, социальные.

Последствия конфликтов — образование подгрупп, удаление инакомыслящих членов, выбор «козла отпущения», организационные изменения в  группе, появление или смена руководителя, распад группы.

Понимание групп (и сил, которые формируют их и оказывают влияние) очень важно для
налаживания эффективного управления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)