Постмодернизм как социальный проект

Постиндустриальное общество (Д. Белл, Х. Тоффлер) потребовало трансформации интеллектуального пространства. Проект Просвещения, опирающийся на веру в рациональные силы человека, способного построить для себя благополучное общество и государство, оказался в кризисе в самих своих основах.

Личность не желает жить по уготованным обществом рецептам и стремится к самовыражению во всех сферах жизни.

Модерн возвращается к своим основам «осовременивания» жизненных форм, но на этот раз постмодернистская философия в корне перестраивает его проект.

На первый план выходит иррациональная природа человека, которому не на что надеяться в условиях непрерывно расставляемых обществом рамок.

В полифонии социальных и гуманитарных учений выделяются учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Гуманитарные идеи постмодернистских учений:

  • Мир есть неупорядоченная энергия (воля), захватывающая человека своей бессмысленностью.
  • Человек в отчаянии конструируют собственные представления о мире и, если удается, он различает творческий порыв мира, в который у него есть шанс «вписаться».

Не всем это удается, а если и удается, то трагизм обстоятельств заставляет принимать абсурдность общего мироустройства.

Проект постмодерна создает условия для выпадения человека из социума, его настройки на самого себя, совершающего неоднократные попытки поиска себя в поступках и нормах поведения, соответствующих внутреннему душевному устройству.

Неслучайно именно в условиях постмодерна человек интегрирован в информационные технологии и компьютерную реальность, где можно рассмотреть истинное соотношение гуманитарного и социального знания.

Социальность представляется «сетью» связей, системами отношений, возникающих в совместной жизни людей, безразлично производственными или виртуальными.

Эта сеть создает взаимную обусловленность жизнью, деятельностью и их результатами людей друг с другом.

В процессе социализации и ее перехода в устойчивые общественные отношения человек осваивает основные гуманитарные формы индивидуальной жизни: язык, дискурс, диалог.

Они возникают из жизни людей, могут изучаться отдельно гуманитарными науками, а могут в качестве фундамента человеческих отношений обусловливать и даже предопределять социальные науки.

Соотношение социальных и гуманитарных наук определяется как фундаментальное и устойчивое наступление каждой эпохи и является переопределяющим для очередной смены эпох.

Наступающая эпоха сетевого мышления и виртуальной социализации отдает приоритет гуманитарному знанию, так именно человек способен создать новые уровни рационализации строящейся в его сознании реальности. Наконец, в эту эпоху пока еще человек включает компьютер, хотя именно компьютер внушает ему желание «включи меня».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)