Постпозитивизм как направление философии науки

Постпозитивизм – совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как критика программы эмпирического обоснования науки (ее полезности), выдвинутой предшествующими формами позитивизма.

Постпозитивизм обозначает сходство между философскими дискуссиями и конкуренцией научных парадигм (В.Н. Порус) в кризисные периоды истории науки по Т. Куну.

Он включает в себя:

  • реабилитацию метафизики – в науке общие аналитические методы, которые требуют интеллектуальной работы;
  • демаркацию между наукой, мифом и метафизикой – псевдопроблема (П. Фейерабент). Термины науки нагружены смыслом. Язык общий для теории и практики. Плюрализм методологий;
  • особое внимание к истории науки (И. Лакатос) – «пробный камень» методологической концепции: история науки – резервуар поучительных примеров для рождения нового метода.

Концепция К. Поппера. К. Поппер создал теорию научной рациональности, соединив эмпирику и логику. Признал ценность философии для науки и автономность сферы научного знания как «третьего мира» или мира понятий.

Вывел логику движения роста научного знания: проблема – гипотезы – проверка – отбор гипотезы – выдвижение теории – расширение представлений о мире – новая проблема.

В его концепции существование научного знания различается с ненаучным. Знание обосновывается принципом фальсификации (фаллибилизма).

Концепция Т. Куна. Наука является социальным институтом. Эта ее роль не менее важна, чем производство знаний.

Научные сообщества действуют на основании парадигмы как дисциплинарной матрицы. Парадигма – система фундаментальных знаний и образцов деятельности, направляющих исследования, а также получивших признание научного сообщества.

Научное знание движется по этапам:

  • допарадигмальный этап;
  • этап складывания консенсуса между учеными;
  • этап нормального развития и общих интересов;
  • этап появления аномальных фактов;
  • появление новой парадигмы.

Концепция М. Полани. Наука включена в культурный контекст не только открытиями и их обоснованием, но и личностью ученого. Неявное знание формируется как основа понимания научных идей и концепций.

Наука требует личного проживания получаемого опыта. Знание формируется индивидуально в процессе передачи от учителя к ученику. Научный опыт – это опыт общения в общем видении проблем и схожем понимании объекта исследования.

Концепция С. Тулмина. Понимание одних и тех же вещей двойственно. Закрепление понимания осуществляется в понятиях.  Понятия используются на основе стандартов рациональности.

Стандарты рациональности идентифицируются в рамках исторической эпохи.

Знание как понятие конструируется в процессе отбора и новых форм деятельности. Отбор и производство новых понятий осуществляется научной элитой как носителем научной рациональности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)