Постпозитивизм как направление философии науки
Постпозитивизм – совокупность концепций в философии и методологии науки, возникших как критика программы эмпирического обоснования науки (ее полезности), выдвинутой предшествующими формами позитивизма.
Постпозитивизм обозначает сходство между философскими дискуссиями и конкуренцией научных парадигм (В.Н. Порус) в кризисные периоды истории науки по Т. Куну.
Он включает в себя:
- реабилитацию метафизики – в науке общие аналитические методы, которые требуют интеллектуальной работы;
- демаркацию между наукой, мифом и метафизикой – псевдопроблема (П. Фейерабент). Термины науки нагружены смыслом. Язык общий для теории и практики. Плюрализм методологий;
- особое внимание к истории науки (И. Лакатос) – «пробный камень» методологической концепции: история науки – резервуар поучительных примеров для рождения нового метода.
Концепция К. Поппера. К. Поппер создал теорию научной рациональности, соединив эмпирику и логику. Признал ценность философии для науки и автономность сферы научного знания как «третьего мира» или мира понятий.
Вывел логику движения роста научного знания: проблема – гипотезы – проверка – отбор гипотезы – выдвижение теории – расширение представлений о мире – новая проблема.В его концепции существование научного знания различается с ненаучным. Знание обосновывается принципом фальсификации (фаллибилизма).
Научные сообщества действуют на основании парадигмы как дисциплинарной матрицы. Парадигма – система фундаментальных знаний и образцов деятельности, направляющих исследования, а также получивших признание научного сообщества.
Научное знание движется по этапам:
- допарадигмальный этап;
- этап складывания консенсуса между учеными;
- этап нормального развития и общих интересов;
- этап появления аномальных фактов;
- появление новой парадигмы.
Концепция М. Полани. Наука включена в культурный контекст не только открытиями и их обоснованием, но и личностью ученого. Неявное знание формируется как основа понимания научных идей и концепций.
Концепция С. Тулмина. Понимание одних и тех же вещей двойственно. Закрепление понимания осуществляется в понятиях. Понятия используются на основе стандартов рациональности.
Знание как понятие конструируется в процессе отбора и новых форм деятельности. Отбор и производство новых понятий осуществляется научной элитой как носителем научной рациональности.
- Типы научного исследования
- Разделение научных исследований
- Концепция рефлексивных состояний исследователя
- Прообразы исследования
- Металогический синтез самопреобразования
- Антропный принцип в познании
- Идея самопреобразования как форма порядка
- Виртуальная полнота определений
- Исследование как дисциплина порядка в гуманитарных науках
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу