Последовательность изучения темы

Перед изучением табличных способов необходимо раскрыть конкретный смысл действия деления. В отличии от умножения определение действия деления в начальной школе не формулируется. Действие деления является для учащихся сложным, т.к. оно рассматривается как действие обратное умножению, которое изучается незадолго до введения деления.

Конкретный смысл действия деления раскрывается при решении (различными способами, в том числе и предметным) задач на:

  • деление по содержанию;
  • деление на равные части.

Перед введением конкретного смысла необходимо, начиная с 1класса проводить подготовительную работу, ее содержание:

1. Практические упражнения с предметными множествами

Например: Отсчитай 6 кружков, разложи их по 2 в группы. Сколько групп кружков получилось?

2. Упражнение с числами:

  • Посчитай двойками, тройками и т.д в обратном порядке, начиная с числа 12(…)
  • Запиши ряд чисел по правилу: каждое последующее на 4 меньше предыдущего.
  • По какому правилу записан ряд чисел: 25,20,15,10,5 3. Решение текстовых задач предметным способом.
  • 8 яблок положили на тарелки, по 2 на каждую. Сколько тарелок потребовалось?
  • 8 астр разложили в 2 вазы поровну. Сколько астр положили в каждую вазу?

3. Решение текстовых задач на деление без использования предметного способа.
– 9 пирожков разложили на 3 тарелки поровну. Незнайка утверждает, что на каждой тарелке оказалось по 2 пирожка. Прав ли он? А как думаешь, по сколько пирожков оказалось на каждой тарелке?

Полезно сразу научить учащихся проверять решения такого типа задач (на деление) умножением.

2*3=6=9

Правильный ответ -3,т.к. 3*3=9

Подобное обоснование ответа связывает в сознании детей умножение и деление еще до введения операции деления: дети постепенно усваивают, что в результате деления получается число, которое будучи повторенным слагаемым соответствующее количество раз, или умноженным на количество слагаемых, дает делимое.

Введение действия деления. Решая задачи на деление предметным способом (обговаривая все действия, которые выполняются при решении) учитель показывает решение задачи другим – арифметическим способом т.е. вводит действие деления. Ученики решают задачи предметным способом: отсчитывают 8 яблок (можно использовать наборное полотно, рисунок, условную схему). Учитель задает вопрос: сколько яблок положили на каждую тарелку? (по 2 яблока)

Учитель или ученик из всего множества яблок выбирает не по одному, а по 2 яблока и кладет на каждую тарелку. 0 0 0 0 0 0 0 На рисунке из всего множества выделяют группу
0 0 0 00000 состоящую из 2 яблок 00/ 00/ 00/ 00

Как только получили ответ, учитель делает вывод: для решения задачи надо узнать сколько раз по 2 содержится в 8. Такие задачи решаются действием деления. Учитель вводит знак «:».

Сколько яблок раскладывали? (8) По сколько яблок раскладывали? (по 2) Сколько тарелок получилось?

8:2=4

Читаем запись: 8 поделить на 2 получается 4.

Выполни деление, используя рисунок:

Деление на равные части: 8 яблок разложили на 2 тарелки поровну. Сколько яблок положили на каждую тарелку. Положили по одному яблоку на каждую тарелку. Сколько яблок взяли из 8?(2). Сколько еще надо взять яблок из 6, чтобы положить на каждую тарелку по 1 яблоку? И т.д. до конца.

Решим эту задачу делением: 8:2=4

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)