Этапы обучения учащихся сложению и вычитанию в пределах десяти

При формировании каждого вычислительного процесса целесообразно ориентироваться на следующие этапы:

  1. Подготовительная работа.
  2. Разъяснение и усвоение вычислительного приема.
  3. Составление таблиц сложения и вычитания.
  4. Формирование вычислительных навыков в процессе выполнения различных упражнений и заучивания таблиц.

Методика знакомства с вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 10 входят в отражение в схеме:

Подготовительная работа к обучению учащихся операциям сложения и вычитания в пределах первого десятка начинается уже с первых уроков. В целях подготовки следует показать, что прибавлять и вычитать можно различные числа, а не только 1, поэтому уже при изучении нумерации рассматривают все случаи в пределах 10.

Интересно
Результаты действий находят путем соответствующих операций над множествами, что помогает детям понять конкретный смысл этих действий. Сложение рассматривается как объединение множеств, не имеющих общих элементов. Конкретный смысл действия вычитания – удаление части множества, уменьшение числа элементов данного множества.

После этого, как дети найдут результат сложения, сразу выясняют, как получается этот результат. В результате дети запоминают состав числа. Знания состава чисел первого пятка из слагаемых необходимо для изучения случаев сложения и вида а+2; а+3; а+4, когда детям приходится складывать и вычитать второе число по частям, заменяя его суммой. Например: 6+4; 4=2+2, 6+2+2.

Основой для изучения операции сложения является практическое действие по объединению двух данных множеств предметов. Пример: учитель предлагает учащимся взять предметные картинки с изображением трех кленовых листьев, затем картинки с дубовыми листьями и спрашивает: сколько листьев они взяли.

При изучении операции вычитания надо начинать с упражнений на выделение некоторой части множества по определенному признаку и последующему удалению этой части.

Пример: учащимся предлагается картинка, на которой изображены голуби и воробьи, причем отдельными группами. Учитель спрашивает: сколько птиц изображено на картинке, сколько среди них голубей. Затем говорит, что голуби улетели, и закрывает соответствующую часть картинки. Учащимся предлагается ответить, сколько птиц осталось.

На последующих урока можно перейти к решению простейших текстовых задач без использования иллюстраций.

Например: У Толи было 3 книги, мама ему купила еще 2. Сколько книг всего стало у Толи?
К концу изучения нумерации чисел первого десятка, учащиеся должны прочно знать, что последующее число получается из предыдущего присчитыванием единицы, а предшествующее получается из последующего отсчитыванием единицы, и свободно выполнять прибавление и вычитание 1 (без пересчитывания).

Их следует подвести к выводу:

  • прибавить число 1 к данному, значит назвать следующее за ним число;
  • вычесть число 1 из данного числа, значит назвать предшествующее ему число.

На 1 уроке, посвященном изучению операций сложения и вычитания, систематизируются знания учащихся по прибавлению и вычитанию числа 1, составляются и заучиваются таблицы «Прибавить 1», «Вычесть 1». Нахождение сумм и разностей вида, а 1 уже рассматривались при изучении нумерации, но тогда при выполнении упражнений использовались иллюстрации и счетный материал, сейчас, чтобы выполнить подобное упражнение, необходимо хорошо знать взаимное расположение чисел в натуральном ряду.
Усвоением учащимися таблиц прибавления и вычитания числа 1 заканчивается первый этап обучения сложению и вычитанию в пределах 10.

Второй этап – обучение прибавлению и вычитанию чисел 2,3,4. Программой предусматривается использование при этом метода прибавления и вычитания по частям, а также знаний учащихся о составе чисел 2,3,4. При подготовке выполняются упражнения, в которых число 1 прибавляется или вычитается два раза (а+1+1; а-1-1).

В результате учащиеся приходят к обобщению:

  • если прибавить 1, а затем еще раз 1, то всего прибавили 2
  • или если вычесть 1, а затем еще 1, то всего вычтем 2.

Выполнение упражнений, при необходимости, можно сопровождать действием с предметами, затем учитель приступает к обучению прибавления и вычитания числа 2. Вначале вспоминается состав числа 2. Первое упражнение можно выполнить, опираясь на действия с предметами.

Решается упражнение: 3+2. Учитель говорит: пусть уже посажено 3 сливы, надо посадить еще 2 сливы. Как будем это делать? Делается вывод, чтобы к числу 3 прибавить число 2, можно прибавить один, а затем к полученному числу прибавить еще 1.

Запись делается следующим образом:

  • 3+2=5
  • 3+1=4
  • 4+1=5

Подобным образом поясняется и процесс вычитания числа 2. В дальнейшем такие упражнения выполняются с пояснениями. На последующих уроках учащиеся, выполняя многочисленные упражнения, с одной стороны осваивают метод прибавления по частям, с другой стороны – постепенно составляют таблицы «прибавить 2», «Вычесть2», которые подлежат заучиванию. Выполняя упражнения, следует иметь ввиду, что подробное пояснение при вычислениях даются только на первых уроках, затем они сокращаются и исключаются совсем.

Методика изучения прибавления и вычитания чисел 3 и 4 в целом такая же. Вначале вспоминается состав числа 3, затем 4, при этом число 3 представляется либо как сумма 2+1, либо как сумма 1+2, число 4: 2+2и 1+3 или 3+1. Представление чисел 3 и 4 суммами единиц не целесообразно. Учащиеся постепенно осваивают и запись решения упражнения цепочкой равенств, если в начале решение записывается столбиком, то в дальнейшем используется более практичные записи.

5+4=9 9-4=5
5+2=7 9-3=6
7+2=9 6-1=5

Работа по изучению случая: а+3 и а+4 заканчивается составлением таблицы сложения и вычитания. На следующих уроках основное внимание уделяется упражнениям на запоминание таблицы и состава чисел.

Для поддержания у учащихся интереса к учебе необходимо разнообразить виды упражнений, использовать игры, математические диктанты, эффективно использовать нестандартные упражнения, в частности по исправлению ошибок в неправильных решениях, упражнения на определение пропущенного числа и знака.

Программой предусматривается выполнение различных упражнений на сравнение числовых выражений:

5+2….5
5-2…..5
5-2…..3

Целесообразно для закрепления знания таблиц сложения и вычитания использовать игры.
На третьем этапе обучения сложению и вычитанию в пределах 10 учащиеся осваивают случаи: а+5, а+6, а+7, а+8, а+9. При этом второе слагаемое больше первого и прибавление его по частям осуществить трудно.

Перед учащимися ставится проблема отыскания более простого метода: учитель знакомит их с коммутативным (переместительным) законом сложения, при этом необязательно добиваться запоминания учащимися названия свойства важно, чтобы они усвоили смысл этого закона.

Выполняя ряд упражнений, учащиеся с помощью учителя делают вывод о том, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Ученики понимают, что все случаи прибавления большего числа к меньшему в пределах первого 10 сводятся к уже известным им, если переставить слагаемые.

Составляется таблица:

2+2=4 3+3=6 4+4=8 5+5=10
3+2=5 4+3=7 5+4=9
4+2=6
……… 8+2=10 ……… 7+3=10 6+4=10

К концу изучения темы «десяток» учащиеся должны твердо знать таблицу сложения и состав чисел до 10.

4 этап обучения сложению и вычитанию – освоение учащимися связи между суммой и слагаемыми. На подготовительном этапе полезно проследить, как изменяется сумма –
увеличивается или уменьшается и при каких условиях это происходит.

Разъяснению связи между суммой и слагаемыми отводится целый урок. Изучение можно начать с практической работы: дети берут из имеющихся наборов 4 кружка одного цвета и 3 другого.

С помощью них дети иллюстрируют сумму чисел 4 и 3, а затем вычесть из этой суммы первое слагаемое (4) и установить, что при этом получается второе слагаемое, а зачем вычесть второе слагаемое (3) и установить, что при этом получается первое слагаемое.

Для закрепления знаний предлагаются следующие упражнения:

  • по данному примеру на сложение составляют два примера на вычитание.
  • с тремя данными числами составить и решить 4 примера.
  • заполнение таблиц типа:

На этом этапе изучается прием вычитания (а-5),6,7,8,9, основанный на связи между суммой и слагаемыми.

Т.о. при изучении операций сложения и вычитания в пределах 10 учащиеся должны усвоить:

  • таблицу сложения и вычитания
  • состав чисел
  • термины (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность),
  • связь между операциями сложения и вычитания.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)