Порядок осуществления операций на финансовых рынках

Управление всеми финансовыми рисками на основе существующих методик и моделей их оценки в первую очередь зависит от качества информации, которая должна отвечать различным требованиям. В частности, она должна быть достоверной, точной, доступной, полной, своевременной и постоянной по форме представления.

При торговле финансовыми инструментами могут возникать операционные ошибки, непосредственно влияющие на совокупный уровень риска организации, так как они ухудшают общее качество информации в системе. В организации, занимающейся операциями на финансовых рынках, информация о сделке проходит несколько этапов обработки.

Операция заносится в информационную систему в момент ввода данных о заключенной сделке с торговой площадки. Непосредственно осуществление сделок и их бухгалтерский учет производятся в бэк-офисе (back office). Как правило, эта стадия обработки информации в значительной степени автоматизирована. Мидл-офис (middle office) обеспечивает более гибкий и профессиональный подход к анализу заключаемых сделок. Разделение обязанностей между бэк- и мидл-офисом по принципу «сдержек и противовесов» позволяет более эффективно контролировать деятельность фронт-офиса (front office). Основные функции, выполняемые мидл- и бэк-офисом, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Ранее отмечалось, что операционный риск проявляется как мошенничество, ошибки персонала или неспособность информационных систем правильно регистрировать, контролировать и учитывать операции. С точки зрения торговой деятельности в основе операционного риска лежат два основных компонента: человеческий фактор и возможности информационных систем и технологий.

Поэтому операционные риски можно разделить на те, которые зависят от качества работы и взаимодействия специалистов мидл- или бэк-офиса, и те, которые связаны с функционированием информационных технологий в процессе осуществления операций.

В соответствии с этим делением ниже приведены основные источники операционного риска, возникающего в торговой деятельности.

Мидл-офис:

  • некорректный ввод данных о сделке;
  • недостоверная рыночная информация;
  • невнимательный контроль за лимитами;
  • несвоевременные подтверждения от внешних источников.

Бэк-офис:

  • недостаточный контроль за проведением расчетов;
  • ошибки при осуществлении платежей;
  • ошибки бухгалтерского учета;
  • отсутствие графика исполнения операций.

Информационные системы:

  • неверные автоматические расчеты и алгоритмы обработки данных;
  • недостаток функциональных возможностей;
  • отсутствие интеграции с внешними системами;
  • невозможность наращивания и адаптируемости;
  • слабая защита данных, представленных в электронном формате;
  • неполное резервное копирование.

Операционный риск способен привести к значительным прямым и косвенным потерям для компании. Помимо этого он может послужить причиной возникновения рыночного или кредитного рисков. Примеры такой взаимосвязи представлены в табл. 2.

Таблица 2

Помимо причинно-следственной связи между операционным, рыночным и кредитным рисками имеет место эффект «кумулятивного» наращивания негативного воздействия. Ввод неверной информации приводит к ошибкам при управлении рыночным риском, что, в свою очередь, ведет к еще большему ущербу. Существует немало примеров того, как ошибки в отчетах, некорректные действия персонала или временный сбой информационной системы многократно увеличивали первоначальный ущерб в результате рыночного или кредитного риска.

Например, одна из американских финансовых компаний понесла существенные убытки из-за того, что дилер перепутал количество акций и их стоимость при совершении операций в торговой системе. Несмотря на то что эта ошибка была практически сразу замечена и исправлена, было заключено уже значительное количество сделок на чрезвычайно невыгодных условиях.

Другой хорошо известный пример (банк Barings) показывает, к чему может привести несоответствие прав доступа к информационным ресурсам, когда дилеры и трейдеры могут открывать новые счета для торговых операций, самостоятельно осуществлять авторизацию сделок и т. д. Таким образом, один из аспектов стратегии финансовой компании состоит в том, чтобы обеспечить получение точной, достоверной и своевременной информации, необходимой для анализа и контроля за совершаемыми операциями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)