Понятие содержание образования

В процессе обучения осуществляется содержание образования, выступающее одним из основополагающих его средств и факторов развития личности.

Оно представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, взглядов и принципов, а также определенный уровень формирования познавательных сил и практической подготовки, которые сформировались в результате учебно-воспитательной работы.

В.В. Краевский выделил принципы формирования содержания образования:

  1. Принцип соответствия содержания образования развитию общества, науки, культуры и личности (включение в содержание образования знаний, умений и навыков, как классических, так и отражающих современный уровень развития социума и науки).
  2. Принцип целостной содержательной стороны обучения, который учитывает педагогическую реальность, связанную с реализацией учебного процесса.
  3. Принцип структурной целостности содержания образования обусловливает стройность таких элементов, как теоретическое представление, учебный предмет и материал, педагогическая деятельность, личность ученика.
  4. Принцип гуманитаризации содержания общего образования, включающий в себя формирование мировоззренческой подготовки и приоритетных компонентов гуманитарной культуры.
  5. Принцип фундаментализации содержания общего образования, который позволяет преодолеть дегуманизацию общего образования.

Содержание общего среднего образования, по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину, включает в себя:

  • ключевые термины и понятия, отражающие научные знания;
  • факты повседневной науки;
  • основные законы науки;
  • теории данной науки;
  • знания о методах научной деятельности, познания и истории становления научного знания;
  • оценочные знания.

Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, в процессе освоения которого происходит становление мировоззрения личности, дают возможность выделить критерии отбора исходных положений современных наук.

Критерии отбора исходных положений современных наук:

  • целостное отображение в содержании общего образования задач стройного развития личности и организации ее базовой культуры;
  • теоретическая и практическая роль содержания, которое включается в исходные положения наук;
  • соотнесение сложности содержания учебных объектов с подлинными учебными возможностями учеников различных возрастов;
  • соответствие объема содержания учебного предмета времени, которое отводится на его изучение;
  • учет международного опыта построения системы содержания образования;
  • соответствие содержания образования существующей учебно-методической и материальной базе современной школы.

Документы, определяющие содержание образования.

Учебные планы.

В практике используется несколько типов учебных планов:

  • базисный;
  • типовой;
  • учебный план школы.
Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, который является составной частью государственного стандарта этого уровня образования и представляет собой основу для разработки стандартных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Он утверждается Государственной Думой (основная школа) и Министерством образования Российской Федерации (средняя школа).

Имеются два типа школьных учебных планов:

  • собственно учебный план, создаваемый на базе государственного базисного учебного плана и включающий особенности данной школы;
  • рабочий учебный план, который утверждается педсоветом школы ежегодно.

Учебный план средней школы включает в себя фундаментальное и технологическое образование.

Базисный учебный план средней школы обусловлен такими нормативами, как продолжительность обучения, максимальная и стандартная недельные учебные нагрузки для учеников, общая оплачиваемая государством нагрузка учителя.

Учебные программы.

Учебная программа – нормативный документ, который включает в себя содержание знаний и навыков по учебному предмету, последовательность изучения тем и распределение времени на каждую.

Содержание образования, представленное в учебных планах, отражается конкретно в учебных дисциплинах и предметах.

Учебная программа осуществляет несколько функций:

  • описательную (описание содержания образования);
  • идейно-мировоззренческую функцию (формирование духовности у школьников);
  • организационно-методическую (определенным образом организует деятельность учителя и учащихся).

Учебные программы бывают:

  • типовыми (утверждаются Министерством образования Российской Федерации);
  • рабочими (утверждаются и разрабатываются педсоветом);
  • авторскими (представляют собой оригинальное построение учебного предмета).
Учебная литература создается на базе типовых учебных программ и рекомендуется Министерством образования Российской Федерации

Учебники включают в себя изложение основ наук, а также формируют самостоятельную учебную деятельность учеников по изучению учебного материала.

К учебнику предъявляются определенные требования:

  • дидактические;
  • психологические;
  • эстетические;
  • гигиенические.

Материал в учебнике должен быть представлен в крайне обобщенном варианте, вместе с тем должен быть конкретным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)