Понятие коллектива в педагогике
И.Ф. Козлов определил воспитательный коллектив как научно организованную систему, которая нравственно воспитывает детскую жизнь.
В структуре детского воспитательного коллектива формируются общешкольные и первичные коллективы.
Общешкольный коллектив, который продуктивно существует, должен иметь не более 400–500 учащихся. Такой коллектив не оказывает влияния на каждую личность, это происходит через первичный коллектив – коллектив, где между воспитанниками постоянно осуществляются деловые и межличностные отношения.
Такие коллективы являются органической частью коллективного целого школы.
Первичные коллективы могут быть постоянными и временными.
При характеристике деятельности все первичные коллективы делят на три группы:
- Организованные на основе разнообразных видов деятельности (классы, отряды и т. п.).
- Организованные на основе какого-либо одного вида деятельности (клубы, секции, кружки и т. п.).
- Организованные на основе разнообразных видов деятельности по местожительству.
По возрастному составу первичные коллективы разделяются на одновозрастные и разновозрастные.
Необходимо, чтобы комбинирование первичных коллективов наилучшим образом разрешало не только практические, но и различные воспитательные задачи, находящиеся в педагогической системе.
Для разрешения оперативных задач определяется актив и избирается староста. Иногда формируются и временные органы – советы и штабы.
А.С. Макаренко ядром коллектива называл актив, в который входят учащиеся, выполняющие различные функции.
С активом могут проводиться такие виды педагогических работ, как:
- истолкование прав, обязанностей, проблем и целей коллектива с помощью инструктирования;
- получение коллективом повседневной практической помощи, чтобы составить и разработать стратегии коллективной деятельности в зависимости от целей;
- организация обмена различной информацией и опытом работы (совещания);
- контроль за деятельностью коллектива и отдельных поручений, акцентирование внимания актива к качеству выполненной работы.
А.С. Макаренко считал, что работа с активом действительно является необходимой, поскольку актив – это тот резерв в воспитательном детском учреждении, который обусловливает преемственность поколений в коллективе, сберегает и защищает стиль, тон и обычаи коллектива.
- Творческое саморазвитие педагога
- Роль и задачи классного руководителя в системе воспитательной работы в школе
- Организация групповой деятельности в педагогике
- Коллектив и решение общих задач воспитания
- Условия и средства развития коллектива в педагогике
- Структура коллектива
- Проблемы развития и формирования детского коллектива
- Методы самовоспитания учащихся
- Задачи и сущность профессиональной ориентации учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу