Понятия знания, умения, навыки, способности

Знания. По степени усвояемости выделяют:

  • знание-репродукция – автоматически выученное знание, воспроизводимое «по-книжному», но в объяснениях затрудняется;
  • знание-узнавание – это поверхностное, плохо выученное знание;
  • знание-понимание – осознанно выученное и запомненное знание, связанное с опытом;
  • знание-убеждение – уверенность в истинности полученного знания;
  • знание-применение – располагает критериями знания-понимания и часто – знания-убеждения;
  • знание-творчество – высший уровень овладения знанием.

Знание дополняется субъективными размышлениями, опытом, умозаключениями и выводами.

Навыки. Овладение навыком начинается сописания действий учителем.

Демонстрация навыков обычно происходит в два этапа: первый показ действий – образец, второй показ – осуществление педагогом действия, разбитого на элементы, в медленном темпе, с пояснениями.

Иногда чувствуется необходимость в третьей демонстрации по типу второй.

Всякий навык в своем формировании проходит три основные ступени:

  1. Аналитико-синтетическая стадия усвоения учащимся всего диапазона действий и их элементов. Педагог же дает дополнительные пояснения и демонстрации.
  2. Стадия автоматизации. Она характеризуется постепенным ускорением и точностью выполнения действия учащимся.
  3. Стадия надежности. При введении различных усложнений в действие скорость и правильность его выполнения не должны снижаться.

Умения включают в себя следующие группы:

  1. Конструктивные – умение планировать учебно-воспитательный процесс и формировать коллектив и отдельную личность.
  2. Организаторские – умение организовывать познавательную деятельность, воспитательный процесс, общественную деятельность, а также управлять коллективом.
  3. Коммуникативные – умение находить целесообразные отношения с учениками и коллегами, умение сглаживать коллективные и межличностные конфликты.
  4. Гностические – умение изучать объект учебной работы, применяя психолого-педагогические знания, литературу, и предвидеть и анализировать результаты.

Способность к усвоению новых знаний называется обучаемостью. Она характеризуется:

  • количеством дозированной помощи, необходимой ученику со стороны учителя;
  • возможностью переноса полученных знаний или видов деятельности на выполнение сходного задания (М.А. Холодная).

Способности – это совокупность природных и приобретенных индивидуально-психологических свойств, позволяющая при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками и являющаяся внутренним условием успешного выполнения действий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)