Условия и средства развития коллектива в педагогике

По А.С. Макаренко, выделяют три стадии развития коллектива.

На первой стадии средство сплочения коллектива – это единоличное требование педагога к учащимся.

На второй стадии основным проводником требований становится уже актив. Категорическое требование переходит в требование коллектива.

Третья стадия образуется из второй путем плавного перехода. В коллективе формируется система самоуправления.

Л.И. Уманский выделил признаки этой зрелости в группе и распределил ее по стадиям развития. Он их объединил в три блока:

  1. Общественный блок с подструктурами социальной ориентированности, организованности и подготовленности, которые отображают идеологическую, управленческую и деловую сферы жизнедеятельности группы.
  2. Личностный блок с подструктурами интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности, которые отображают общность трех сторон сознания и соответственных сфер групповой жизнедеятельности.
  3. Блок коллективных характеристик (микроклимат, лидерство, интегративность, рефе-рентность, интрагрупповая и интергрупповая активность) жизнедеятельности группы.

Говоря о средствах развития коллектива, можно вывести два существенных вывода:

  • основными средствами формирования коллектива являются различные виды деятельности, в том числе и учебная;
  • деятельность школьников должна отвечать ряду условий, таких как умелое предъявление требований, создание общественного мнения, система перспектив, создание и повышение позитивных традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование – это важнейший фактор формирования коллектива. Его функция состоит в наведении дисциплины и организованности в деятельность воспитанников.

Предъявление требований взаимосвязано с приучением и упражнением учеников

Общественное мнение представляет собой совокупность оценок, которые даются в среде воспитанников разнообразным ситуациям и фактам коллективной жизни. Когда в коллективе есть общественное мнение, он начинает работать как хорошо организованная и социально направленная ячейка общества.

Огромный смысл для формирования коллектива имеет организация системы перспектив, т. е. выявленный А.С. Макаренко закон движения коллектива. Коллектив должен постоянно двигаться вперед, в противном случае остановка в развитии коллектива ведет к его распаду.

Важным критерием является организация самоуправления. Органы самоуправления бывают временными и постоянными.

К условиям функционирования школьного самоуправления относят регулярную сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц, непременное существование порядка иерархической ответственности органов и их периодическую отчетность, существование элементов игры в системе самоуправления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)