Понятие системы права и ее структура

Право – это не просто совокупность правовых норм, а упорядоченная система, действующая на основе определенных взаимозависимостей и взаимосвязей. Особо нужно подчеркнуть, что система права обусловливает его форму, т. е. структуру законодательства, и неразрывно с ней связана. С точки зрения философии система – это множество связанных между собой элементов, составляющее определенное целостное образование. Являясь системой, право характеризуется рядом признаков. К ним можно отнести следующие.

  1. Система права имеет внутреннюю структуру. Она, как и любая система, состоит из элементов, т. е. частей. Элементами системы права являются правовые нормы правовые институты и отрасли права.
  2. Системе права, как и любой системе, присуща интегративность. Это значит, что элементы, части, составляющие систему права, так или иначе связаны между собой, соединены в одно целое и находятся в единстве. Система права – это взятые в единстве действующие правовые нормы и другие ее элементы.
  3. Система права характеризуется организованностью, т. к. относится к органичным (организованным) системам. В философской науке принято различать суммативные и органичные (организованные) системы. В суммативных системах элементы, составляющие систему, находятся в механической, случайной связи. В органичных системах связь между элементами носит более глубокий характер. Элементы в такой системе структурированы и находятся друг с другом в строго определенных связях и зависимостях. Организованность системы права как раз и выражается в том, что нормы права и другие элементы системы права соединены в одно целое не механически, не случайно, а органически, на основе строго определенных связей. Поэтому система права – это не просто единство правовых норм, а организованное, упорядоченное единство, характеризующееся их согласованностью.
  4. Для системы права характерна многоуровневость, или иерархичность. Многоуровневость ее проявляется прежде всего в том, что в системе права помимо норм существуют элементы более высокого уровня, которые представляют собой определенные объединения этих норм. Кроме того, сами нормы, составляющие систему права, имеют разную юридическую силу и находятся между собой в отношениях иерархии, соподчинения. Практически в каждой современной системе права есть нормы, обладающие высшей юридической силой (нормы законов), и нормы более низкого порядка, юридическая сила которых обусловлена местом и ролью устанавливающих эти нормы органов в механизме государственной власти (нормы подзаконных нормативных актов).
  5. Система права характеризуется объективностью строения. Право хотя и создается людьми, но как система оно складывается объективно. Объективный характер строения позитивного права обусловлен регулируемыми им общественными отношениями, которые объективно складываются в обществе в виде определенной системы. Эта система общественных отношений и предопределяет систему права, т. к. последняя является отражением системы общественных отношений.
  6. Система права характеризуется целостностью. Это целостное образование в масштабе всей страны. Несмотря на то что право состоит из отдельных норм, они, будучи связанными друг с другом, образуют единую систему норм, выступающую как целостное образование, именуемое правом данного государства.

Ряд исследователей кладут в основу системы права его деление на естественное и позитивное. В этом случае в качестве первичного критерия по отношению к праву выступает человек. Производными критериями являются государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие связи, которые обусловливают деление права на естественное и позитивное.

Естественное право – это совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа.

Позитивное право – система, содержащая определенные права и обязанности, исходящие от государства, выраженные в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти).

При историческом подходе к систематизации общим видимым критерием выступает форма права. Анализ ее развития дает возможность обозначить преимущественные системообразующие факторы, существенные для той или иной системы права. При таком подходе выделяют обычное право, прецедентное право, договорное право и право законов.

Проследив влияние на право различных религиозных, идеологических, этнических факторов, соотношение между ними можно выделить системы мусульманского права, индусского права и др.

При выявлении структурных взаимосвязей в системе права обычно выделяют нормы, институты и отрасли права. Их упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового регулирования. Такой подход в настоящее время является наиболее распространенным, и в современном понимании система права – это внутренняя структура взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. В ее фундаменте лежат нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли. Все элементы такой системы непротиворечивы, внутренне согласованы, что делает ее целостной и единой. В основе этого единства объективный характер, существующих общественных отношений и обусловленность социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами.

Понятие «система права» нетождественно понятию «правовая система». Они соотносятся как целое и часть. Правовая система шире по своему объему и состоит из системы права, юридической практики и господствующей правовой идеологии.

Система права – совокупность норм, характеризующих единство права и его разделенность на нормы, институты и отрасли.

Правовая система – это совокупность системы права, источников права, правовых отношений, правового сознания (континентальная правовая система, англо-американская правовая система, религиозные системы права и т. д.).

Значение конкретной правовой системы определяется тем, что право в любом обществе выступает средством разрешения общественных противоречий. В правовом государстве правовые механизмы в своей совокупности – это мощный катализатор формирования гражданского общества, его нормального функционирования в демократическом режиме, реализации гуманистических принципов свободного развития личности, что достигается благодаря системе специальных юридических гарантий, закрепленных в Конституции и других нормативно-правовых актах. Они обеспечивают гражданам правовую защищенность, беспрепятственное и полное осуществление своих прав и свобод.

В целом правовая система обеспечивает целостность, организованность и стабильность общественных связей, противостоит негативным явлениям в общественной жизни. Разумеется, эта целостность достигается по-разному в различных государствах. При антидемократических режимах государство, используя право как орудие принуждения, пытается подчинить общество своему влиянию, ликвидировав дестабилизирующие режим силы и таким образом сохраняя целостность общества. Демократическая правовая система, устанавливая пределы государственной власти, создает условия для конструктивного взаимодействия различных общественных сил на добровольных, гуманистических принципах. При этом в правовой системе, как в фокусе, преломляются многие этические, религиозные, традиционные ценности, сложившиеся за многовековую историю человечества. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт исторического развития и сохраняет его. С другой – она вырабатывает собственные новые ценности, которые становятся достоянием всего общества, передаются будущим поколениям, вписываются в жизнь, регулируя межчеловеческие отношения.

Основные элементы структуры права

Как уже говорилось, система права состоит из нескольких основных элементов: юридическая норма, институт права, отрасль права.

Юридическая норма – это кирпичик, атом права. Обладая универсальным, значением, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы. Однако для правового регламентирования комплекса общественных отношений возможностей одной нормы явно не хватает и требуется взаимодействие комплекса норм.

Институт права – это совокупность юридических норм, регулирующих группу однородных общественных отношений. Например, институт избирательного права в конституционном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт государственной службы в административном праве. Институты бывают отраслевыми и межотраслевыми, т. е. комплексными.

Институт – часть отрасли, меньшая, по сравнению с отраслью, группа юридических норм. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт – только их вид.

Классификация институтов зависит от выбора критерия. В теории права существует несколько оснований для выделения институтов.

В зависимости от роли в правовом регулировании институты делятся на материальные (институт зарплаты) и процессуальные (институт судебного разбирательства).

По сфере распространения выделяются институты отраслевые (институт брака) и межотраслевые (институт частной собственности)

По функциональной роли – регулятивные (институт купли-продажи), охранительные (институт штрафов) и т. д.

Группа однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права. Например, наследственное, жилищное право являются подотраслями гражданского права; бюджетное, банковское право – подотраслями финансового права; муниципальное – подотраслью административного права.

Отрасль права – это совокупность юридических норм, институтов, регулирующих большую группу однородных общественных отношений, целую сферу общественной жизни.

Критериями деления права на отрасли выступают предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – реальные общественные отношения, требующие правового регулирования. Это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения – трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и т. д. Они жизненно важны для человека, носят целенаправленный характер.

Такие отношения – главный объективный критерий деления права на отрасли и институты. Тип этих отношений, их особенности и существенные характеристики определяют параметры и нормы, и института, и отрасли права.

Еще одним критерием выделения отрасли является метод правового регулирования.

Метод правового регулирования – это совокупность способов воздействия на поведение людей юридическими средствами, выработанных в результате длительного развития права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, и является материальным критерием. Метод – формально-юридический критерий и отвечает на вопрос, как право регулирует общественные отношения.

Существует несколько методов правового регулирования:

  • императивный – метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях, субординации;
  • диспозитивный – метод равноправных отношений сторон, основанный на дозволениях и координации;
  • поощрительный – метод стимулирования определенного поведения, необходимого для общества;
  • рекомендательный – метод пожелания конкретного поведения в интересах общества и государства.

В практике правового регулирования используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания, как по отдельности, так и в совокупности, во взаимодействии друг с другом. Но наиболее распространены императивный и диспозитивный методы. Императивный метод характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод применяется в отраслях частного права – гражданского, трудового, семейного.

Краткая характеристика основных отраслей права

Как уже говорилось, отрасль права – наиболее крупное подразделение системы права, регулирующее определенный род (сферу) общественных отношений. Для отрасли характерна качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений.

В литературе по теории права выделяются следующие отрасли права:

  1. конституционное (государственное) право;
  2. гражданское;
  3. административное;
  4. уголовное;
  5. земельное;
  6. трудовое;
  7. семейно-брачное;
  8.  уголовно-исполнительное;
  9. аграрное (сельскохозяйственное);
  10. экологическое (природоохранное);
  11.  финансовое;
  12.  уголовно-процессуальное;
  13. гражданско-процессуальное.

Это так называемые традиционные отрасли. Однако жизнь не стоит на месте и заставляет регулировать с помощью права ряд новых проблем общественной жизни, вчера еще неизвестных или неактуальных. Среди них можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного права. Рассмотрим для иллюстрации конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования некоторых основных отраслей современного права.

В конституционном праве предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства, полномочия государственных органов. Основной метод – императивный.

Предмет гражданского права – имущественные и личные неимущественные отношения, например, честь и достоинство, доброе имя. Главный метод – диспозитивный.

Административное право имеет своим предметом управленческие отношения, складывающиеся в ходе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства. Преобладающий метод – императивный.

Уголовное право защищает права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. от преступных посягательств. Господствующий метод – императивный.

Соотношение системы права и системы законодательства

Итак, право – это система норм, институтов, подотраслей и отраслей права, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Однако его реализация в современном мире осуществляется на базе конкретных нормативно-правовых актов, составляющих уже другую систему – систему законодательства. И первый вопрос, который в связи с этим возникает, – как соотносятся эти две системы. Конечно, если стоять на точке зрения нормативной теории, этого вопроса нет, поскольку, согласно этой теории, закон есть лишь одна из форм права. Однако в реальной жизни ситуация выглядит не так однозначно.

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение. При этом часть отраслей права имеет точно совпадающие с ними отрасли законодательства, например уголовное законодательство и право. Другие еще не имеют строго определенной отрасли законодательства, скажем, аграрное право. Наконец, в системе законодательства существуют отрасли, которые имеют комплексный характер и не совпадают с какими-либо отраслями права.

Что же необходимо, чтобы уяснить соотношение права и законодательства? Прежде всего установить различия между этими понятиями. Таких различий несколько.

Как известно, основным элементом системы права является норма, основной же элемент системы законодательства – нормативный акт.

Система права всегда первична; что же касается системы законодательства, то она является производной, возникающей на основе системы права.

Система права представляет собой содержание правового регулирования, а система законодательства – это его форма.

Система права имеет только отраслевое строение, а система законодательства может структурироваться в зависимости от субъективного критерия: по отраслям, иерархически, по территории и т. д.

Система права и система законодательства различаются и по объему. Кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах, законодательство – совокупность нормативно-правовых актов, которая не охватывает всего разнообразия нормативности, но включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы – преамбулы, названия разделов, глав и т. д.

Наконец, если система права складывается объективно, как результат развития общественных отношений, то система законодательства зависит от законодателя, т. е. субъективна.

Система права и правовые системы

Как уже говорилось, правовая система – это совокупность правовых явлений. Она результат деятельности государства, обусловлена объективными закономерностями развития общества и необходима государству для достижения определенных целей.

Элементы правовой системы соединены между собой определенными связями и отношениями. В ней сливаются потребности людей с их представлениями о путях их реализации, правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с деятельностью индивидов и общественных объединений. В правовой системе представлено все многообразие правовых явлений, что, естественно, затрудняет их классификацию.

Системный подход к классификации позволяет различать несколько уровней правовой системы: сущностный, психологический, нормативный организационный и т. д.

Сущностный уровень подчеркивает значение субъектов права в правовой жизни. Человек, его объединения и государство в целом, обладающие правами и юридическими обязанностями, – главные субъекты правовой системы. В этом выводе суть сущностного подхода.

На психологическом уровне анализируется индивидуальное и общественное правосознание. Знания, эмоции, чувства, нравственные, идеологические и религиозные взгляды позволяют нам воспринимать и оценивать правовую реальность, вырабатывать к ней свое отношение.

Нормативный уровень позволяет акцентировать внимание на роли нормы права в формировании правовой системы, поскольку правовые нормы входят в нее в качестве звена, с которым сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они и представляют собой право как таковое, выражают представления людей о справедливости.

Организационный уровень изучает юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства.

Правовая карта мира сегодня очень пестрая. Она состоит из множества национальных правовых систем. Каждая из них включает доктрину, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т. д. конкретной страны. Для обозначения группы схожих правовых систем используется категория «правовая семья».

Для классификации правовых систем используются различные факторы: этические, расовые, географические, религиозные и т. д.

Отсюда множество классификаций. Наиболее распространенной является классификация правовых семей Р. Давида. В ее основе два критерия: идеология, включающая религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридическая техника, в первую очередь источники права. Из всего многообразия правовых систем Р. Давид выделил три правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую. Остальные правовые системы, составляющие планеты, примыкают к ним, получив название «религиозные и традиционные системы».

Существуют и другие классификации.

На основе концепции западного права существовала, например, дуалистическая классификация. Западное право как продукт либерального общества, основанного на индивидуализме, традициях христианства, свободе предпринимательства и стремлении к правовой стабильности, призванного сохранить фундаментальные ценности, противопоставлялось социалистическому праву как нестабильному, преходящему, определяемому социалистическими экономическими, политическими и культурными условиями.

При этом в структуре западного права выделялись романо-германская и англосаксонская системы. Эта идея была выдвинута также Р. Давидом в 1950 г. в книге «Элементарный курс сравнительного гражданского права». Собственно на этой основе и сложилась концепция трихотомии.

Критерий «правового стиля» для классификации систем был сформулирован К. Цвейгертом и Г. Котцем в книге «Введение в правовое сравнение в частном праве», вышедшей в 1971 г. «Стиль права» складывается, по мнению авторов, из следующих элементов: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. С помощью сопоставления этих факторов выделяются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

Марксистско-ленинская типология права берет за основу критерий общественно-экономической формации и выделяет в этой связи рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Ряд исследователей исходят из того, что только единство глобальной марксистской типологии и внутритиповой классификации правовых систем дает целостное представление о правовой карте мира. В своей классификации А. Х. Саидов, например, опирается на группу критериев: история правовой системы, совокупность источников права, структура правовой системы – ведущие институты и отрасли права.

Внутри буржуазного типа права Саидов выделяет восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовые семьи, семью обычного права, дальневосточную правовую семью, семью социалистического права. В рамках социалистической правовой семьи существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовые системы социалистических государств Азии и правовая система Республики Куба.

Германо-романская правовая семья. Германо-романская правовая семья, или система континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и другие страны), сложилась в Европе на базе кодификации императора Юстиниана. В результате усилий европейских юристов начиная с XII в. складывалась общая для многих стран правовая система.

В ее основе рецепция римского права. Сначала эта правовая система была исключительно продуктом культуры, но позднее на этой системе ценностей и норм, конечно же, сказалось влияние экономики и политики, прежде всего отношений собственности, обмена и т. п.

Важнейшая особенность данной правовой семьи в том, что нормы и принципы права рассматриваются здесь как правила поведения, отвечающие требованиям христианской морали и справедливости. Задача юристов в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы. Основным источником (формой) права в странах, где господствует эта правовая система, считается закон. Закон лежит в основе правопорядка и охватывает все его аспекты. Причем закон не рассматривается текстуально и буквально, а трактуется широко на основе доктрины и достижений судебной практики.

Этот принцип во всех странах германо-романской семьи закреплен в писаных конституциях. Ее нормы имеют высшую юридическую силу, которая требует соответствия конституции законов и подзаконных актов государства. В большинстве стран, принадлежащих к этой семье, контроль за конституционностью обычных законов осуществляется специальными судами. Конституции также разграничивают компетенцию различных государственных органов в правотворчестве и на этой основе проводят дифференциацию различных источников права.

В законодательной практике стран германо-романской семьи существует три разновидности обычного закона: кодексы, текущее законодательство и сводные тексты норм. На основе кодексов регулируются гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие сферы общественных отношений.

Текущие законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, Число их в каждой стране велико.

Особое место занимают сводные тексты, например, налогового законодательства.

Важными тенденциями развития этой правовой семьи являются возрастающая роль подзаконных нормативных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов, указов и распоряжений президента и т. д., – а также широкое использование некоторых общих принципов, доктрины. Принципы раскрывают характер законодательства, права юристов. Например, Основной закон ФРГ 1949 г. отменил все ранее изданные законы, противоречащие принципу равноправия мужчин и женщин.

Активно влияет на развитие права и доктрина. Законодатель нередко выражает лишь те тенденции, которые сформулированы в доктрине, и реализует выработанные ею предложения.

Доктрина широко используется и в правоприменительной деятельности, в частности при толковании закона. Публикуемые во Франции, Германии и других государствах комментарии приобретают все более доктринальный вид, а учебники обращаются к юридической практике.

Особо следует сказать о значении для национальных правовых систем международного права. Конституции многих стран Европы прямо предусматривают, что общие принципы международного права имеют приоритет перед национальными законами. Сходную норму имеет и Конституция Российской Федерации.

Англо-американская правовая семья, или система общего права. В государствах англо-американской правовой семьи основным источником права служит, не закон, а судебный прецедент, т. е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. В семью общего права входят Англия, США, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия – 36 государств – членов Британского содружества.

В основе семьи общего права принцип: «Право там, где есть защита». Попытки кодификации и усовершенствования положениями права справедливости, возрастание роли статутного (законодательного) права не изменили характера права, разработанного судами. Оно создано королевскими судами в XIII в. и остается общим для всей Англии. Постепенно здесь сложилось правило прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение является обязательным и для других судей.

В США революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права. Предполагался отказ от принципа прецедента и других характерных черт общего права. Первый шаг на этом пути – принятие письменной федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США. В ряде штатов в развитии этой идеи приняты кодексы: уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный – и запрещены ссылки на английские судебные решения. Однако перехода американского права в романо-германскую семью не произошло.

Право США в целом имеет структуру, аналогичную структуре английского права. Однако существенное различие связано с федеральной структурой США. Штаты в пределах своей компетенции создают свою систему прецедентного права. В результате в США действует 51 система права: 50 – в штатах, одна – федеральная. Это делает правовую практику США сложной и запутанной. Поиск прецедентов является нелегким делом, т. к. ежегодно в США публикуется около 300 томов судебной практики. Правда, высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США имеют большую свободу и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям, т. к. никогда не были связаны своими прецедентами. Нормы права устанавливаются судами, а принципы складываются на основе этих норм. Именно в этом суть права, по мнению американских юристов. Это связано с правомочиями американских судов осуществлять контроль за конституционностью законов. Верховный суд США, например, широко пользуется указанным правом, демонстрируя значение судебной власти в американской политической системе.

Как и в Англии, в США велико значение обычного права. Пробелы в праве восполняются и с помощью текущего законодательства, и путем признания установившихся обычаев и традиций.

Таким образом, право США имеет как общие черты англо-американской правовой семьи, так и специфические особенности. Эти особенности – в ориентации на гибкое правотворчество, наделение судов неограниченными полномочиями по созданию и пересмотру правовых норм, правовой дуализм федерального законодательства и законодательства штатов.

Семья социалистического права. Социалистическая правовая семья составляла в недавнем прошлом третью правовую семью. Во многом совпадая с континентальным правом, социалистическое право имело существенные особенности. Они выражались прежде всего в классовом характере этого права. Основным источником социалистического права являлись нормативно-правовые акты социалистического государства, в которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, а затем и всего народа.

В юриспруденции преобладало узконормативное понимание права. Для социалистического права были чуждыми идеи о праве, основанном на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Частное право вытеснялось публичным, которое носило императивный характер. Для судебной практики отводилась лишь роль толкователя права. Суд являлся инструментом в руках господствующего класса, обеспечивал его господство и интересы, хотя и был провозглашен конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону.

Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба, Северная Корея) разновидностями социалистического права, существенное влияние на которое оказала первая социалистическая правовая система – советская.

После распада социалистической системы и краха социализма следует отметить существенные изменения в правовой системе России и других бывших социалистических государств. Они провозгласили своей целью формирование правового, демократического, социального государства, что означает сближение их правовых систем с романо-германской правовой системой как наиболее родственной, а также восприятие некоторых черт, присущих системе общего права. С этой целью обновляется законодательство, идет судебная реформа, существенно меняются правовая доктрина, образ мышления и жизни.

Семья религиозно-традиционного права. Весьма большая группа государства Азии и Африки не входит ни в одну из вышеперечисленных правовых систем мира и обладает весьма специфическими признаками правовых систем. Все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые лежат в фундаменте правовых систем в западных странах.

Часть этих концепций признает большую ценность права, но само право сохраняет существенные пережитки мононорм с сильным переплетением права и религии, права и морали.

Другая группа концепций отбрасывает саму идею права и исходит из того, что общественные отношения должны регулироваться иным путем.

Первая группа концепций господствует в странах мусульманского, индусского и иудейского права, вторая – в странах Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманское право – это основанная на мусульманской религии, исламе, система правил поведения, выраженных в религиозной форме. Исламское право охватывает все сферы социальной жизни. Согласно исламу, существующее право произошло от Аллаха, который открыл его пророку Мухаммеду. Право Аллаха вечно и неизменно, но божественные откровения нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Предписания верующим, что они должны делать и чего не должны, содержатся в шариате. В переводе на русский язык это слово означает «путь следования». Шариат и составляет то, что называется мусульманским правом. Оно регулирует отношения только между мусульманами и основано на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Невыполнение обязанностей – грех. В самом мусульманском праве почти нет санкций, установленным нормами. Роль защитника религии выполняют государство и все общество.

Существует четыре основных источника мусульманского права:

  1. Коран – священная книга ислама. Он насчитывает 114 сур (глав);
  2. сунна – описание поступков и высказываний пророка Мухаммеда. Она состоит из шести канонических сборников;
  3. иджма – согласие мусульманского общества об обязанностях правоверного;
  4. кийас – суждение по аналогии.

Фундаментальные основы мусульманского права как социально-нормативной системы ислама, состоящей из комплекса религиозных предписаний, нравственных и юридических норм, остаются фактически неизменными с Х в.

К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Кроме писаного права в мусульманских странах действует и обычное право – адаты. В правовой действительности практикуются определенного рода соглашения. Они вносят существенные изменения в нормы мусульманского права, но не являются обязательными. Когда в Х в. н. э. отпала возможность толкования Корана для приспособления мусульманского права к действительности, стали использоваться соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему.

В последнее столетие на развитие мусульманского права стали оказывать все большее влияние правовые системы романо-германского и общего права, что проявилось в систематизации законодательства, разработке и принятии кодексов, в совершенствовании работы судов.

Вторая система религиозно-традиционной семьи – это индусское право, которое относится к древнейшим в мире. Оно широко распространено в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении – в странах, в которых исповедуют индуизм.

Одна из стержневых идей индуизма исходит из того, что люди разделены с момента рождения на разные социальные группы. Каждая из них имеет свою систему прав, обязанностей и морали. Обеспечение стабильности такой структуры общества – основа философской, религиозной и социальной системы индуизма.

Главный механизм обеспечения надлежащего поведения индивида в такой системе – следование основам жизни, изложенным в индуистских книгах – шастрах в соответствии с дхармой. Дхарма – это совокупность моральных, религиозных и правовых предписаний. Каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. Позитивное индусское право – это обычное право, в котором преобладает религиозная доктрина, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Каждая каста следует своим собственным обычаям. Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судье предоставлено право всеми возможными способами примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебная практика.

В период английского господства индусское право существенно изменилось. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами общего права. Накопились судебные прецеденты, но полного вытеснения традиционных норм прецедентами в индусском праве не произошло. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права», т. е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда, с определенными ограничениями. При этом семейное и наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений.

Конституция 1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. Однако верность традициям прослеживается сквозь все трансформации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)