Правовой нигилизм

Правовой нигилизм – это сознательное негативное отношение человека (социальной группы, общества) к праву, выражающееся в отрицании (полном либо частичном) ценности права для общества в целом и каждого его члена в отдельности, оправдываемом разными убеждениями, в том числе убеждением в объективной неспособности права выполнять роль действенного социального регулятора.

Отсутствие единообразного понимания правового воспитания в науке затрудняет исследовательский процесс в данной области.

Правовая культура как неотъемлемая часть общей культуры того или иного общества и мировой культуры в целом характеризуется своей необычайной широтой и многоаспектностью содержания.

Правовая культура предполагает наличие прежде всего правовых ценностей, данная категория исследуется в рамках юридической аксиологии. Существует негативное влияние правового нигилизма на эффективность правового воспитания и формирование правовой культуры граждан. Правовой нигилизм выступает абсолютной противоположностью правовой культуры, поскольку он выражается именно в отрицании правовых ценностей.

В эпоху глобализационных изменений правовое воспитание и правовая культура не могут формироваться и развиваться в отрыве от них.

До настоящего времени юридическая наука не выработала единого подхода к определению правового нигилизма как негативного явления социальной и духовной жизни общества.

Всенародное обсуждение законопроектов и других правовых актов, рассматривается в качестве одной из форм правового воспитания, оказывает огромное воздействие на развитие правосознания граждан, повышает их социальную активность. Изучение и анализ общественного мнения – это одна из тех задач, решение которой во многом определит успех правового воспитания, учитывая его органичную взаимосвязь (обратную связь) с общественным мнением. Существует необходимость разработки новых методов комплексного мониторинга общественного мнения для определения специфики социальной среды, которая вызывает общественные реакции. Сформулированные на их основе выводы могут способствовать преобразованию правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Самовоспитание является одной из форм правового воспитания, в рамках которой, в отличие от всех общепризнанных форм, единственным субъектом воспитания (в значении самовоспитания) является сама личность.

Современная система воспитания имеет множество проблем, число которых не уменьшилось со времен Питирима Сорокина, писавшего: «…современная система воспитания, состоящая частью в искусственном воздействии на поведение человека (школа, семья, профессия), частью же осуществляемая самой жизнью в виде бесконечных, сплошь и рядом совершенно не поддающихся учету воздействий “среды”, – что эта система далеко не удовлетворительна, это видно уже из одного факта существования тюрем, каторги, наказаний и наград, установляемых государством, и еще в большем масштабе – самим обществом. Идеальная система воспитания та, при которой кар и наград нет. Если же они есть – это признак того, что поведение людей данной группы не соответствует тому среднему моральному уровню, который диктуется обществу самой жизнью, иначе говоря, признак того, что аппарат воспитательных средств бессилен и не достигает вполне своей цели. Но и помимо того, стоит ретроспективно вглядеться в историю человечества, чтобы согласиться с тем, что эта задача выполнялась и выполняется довольно скверно. Жертв слишком много на этом пути, а ошибок и того больше. Процесс улучшения нравов (поведения) растягивается на ряд десятилетий и даже столетия. Социальная инерция особенно сильно дает себя знать в этой области. Правда, чем ближе к нашему времени, тем скорее становится темп прогресса нравов. Но все же он не настолько быстр, чтобы “принять его”, положиться на него и успокоиться на мысли, что все равно, в конце-то концов, все идет к лучшему. Может быть это и верно, что все идет к лучшему, но едва ли человечеству приличествует подобная “созерцательная” роль: слишком больно бьет она по телу самого же человека с одной стороны, с другой – человечество достаточно созрело, чтобы попытаться взять и дело своего воспитания в свои руки. Выражаясь образно, оно должно взять в руки кнут и подгонять им медленную колесницу времени. Теперь же задача эта далека еще от решения. Это видно хотя бы из того, что при современных способах воспитания мы бессильны изменить поведение “привычного” преступника. Создали на этот счет даже целую теорию “неисправимых” или прирожденных преступников! Для успокоения совести эта теория, пожалуй, и годна, но по существу она говорит о полном бессилии современных воспитательных приемов. Современное “исправление” таких лиц состоит в смертной казни, или в кастрировании, или пожизненном заключении. Эти рецепты, конечно, очень легки, но разве они не говорят о том же банкротстве современных систем социального воспитания, и разве не приходится невольно краснеть от стыда, когда ученые мужи и государственные деятели серьезно и деловито говорят об этих методах?

Мы должны стремиться всемерно найти новые, более рациональные способы социального воспитания. Жизнь более не ждет, а настойчиво требует разрешения этой задачи […] наше время требует изобретения новых методов воспитания и обучения, методов бесконечно более интенсивных, чем современные, экстенсивные способы достижения этих задач.

Воспитание человека представляет то или иное изменение его свойств и поведения, сообразное с поставленной целью или идеалом. Задача эта по существу сводится к двум приемам: во-первых, к тому, чтобы запечатлеть в уме человека идею добра или надлежащую форму поведения (например, нельзя лгать, нельзя эксплуатировать другого), во-вторых, к тому, чтобы сделать эту идею действенной, т. е. привести ее в такую связь с центрами, управляющими актами человеческого поведения, чтобы она при надлежащих условиях производила также давление на эти двигательные центры, что для человека стало бы возможным лишь одно поведение, именно то, которое диктуется нормой. Если эти две задачи будут так или иначе достигнуты – проблема морального воспитания будет решена. Тогда не нужны будут ни тюрьмы, ни виселицы, ни эшафоты, ни розги, ни удары, ни весь вообще богатый арсенал карательных и наградных давлений».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)