Воспитание

Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование или изменение личности (перевоспитание). По определению академика И. П. Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Воспитание – один из элементов социализации человека, т. е. усвоение основ национальной и мировой культур, социальных ценностей, таких как: добро и зло, свобода и рабство, справедливость и несправедливость, правда и ложь, демократия и тоталитаризм, знаний традиций и обычаев.

Одним из видов воспитания является правовое воспитание.

В философской, социологической литературе правовое воспитание рассматривается в связи с другими видами, в том числе с нравственным. Нравственное и правовое воспитание – это системы социальной регуляции, элементы которых взаимосвязаны, одновременно влияют на сознание и поведение личности.

В исследованиях социологов права по проблематике правового воспитания показаны уровни правовой воспитанности (правосознания) разных слоев населения; особенности методики правового воспитания; анализируется система правового воспитания в государстве, регионе, муниципалитете, в организации, семье.

В теорию правового воспитания, значительный вклад внесли A. C. Макаренко и В. А. Сухомлинский.

Необходимо ознакомиться с трудами как минимум 90 авторов, которые в той или иной степени рассматривали воспитание и правовое воспитание: Е. В. Аграновская, С. С. Алексеев, М. И. Байтина, В. М. Баранов, О. С. Богданов, А. Д. Бойков, Н. И. Болдырев, A. С. Бондарева, Е. В. Бондаревская, Н. С. Бондарь, Д. Т. Боннер, И. Л. Булыгина, Н. В. Варламова, Б. В. Васильева, А. Б. Венгеров, Н. В. Витрук, Н. А. Власенко, Д. И. Водзинский, Н. Н. Вопленко, Г. А. Геллер, В. И. Гойман-Червонюк, Г. П. Давыдов, В. И. Данильчук, А. И. Долгова, Н. Н. Захаров, И. П. Иванова, В. С. Ильин, B. И. Каминская, И. И. Карпец, И. А. Карташова, А. А. Касьян, Н. М. Кейзеров, Д. А. Керимов, Н. И. Козюбра, Я. Л. Коломинский, С. А. Комаров, Г. В. Кошкарева, В. В. Краевский, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лазарев, Л. В. Лазарев, Е. А. Лукашева, Н. И. Матузова, А. В. Малько, Т. Н. Мальковская, Г. В. Мальцев, М. Н. Марченко, Э. Б. Мельникова, Г. М. Миньковский, А. В. Мицкевич, С. А. Морозова, В. С. Нерсесянц, А. Ф. Никитин, Л. И. Новикова, В. В. Оксамытный, Б. А. Осипян, Е. А. Певцова, Л. А. Петручак, Т. Н. Радько, А. Р. Ратинов, К. Роджерс, А. И. Рувинский, И. Ф. Рябко, В. П. Сальникова, А. М. Саранов, Н. К. А. П. Семитко, И. Н. Сенякина, Сергеев, В. В. Сериков, В. Д. Симоненко, Н. Я. Соколов, Ю. Н. Старилов, В. М. Сырых, Н. Н. Тарасова, В. В. Тишенко, B. А. Туманова, И. Е. Фарбер, И. Ф. Харламов, А. Ф. Черданцев, C. Н. Чистякова, Т. А. Шингирей, Б. С. Эбзеев, Н. И. Элиазберг, И. С. Якиманская и др.

Правовое воспитание детей, в том числе и школьников, – это процесс формирования личности, у которой (как результат воспитания) должны быть современное правопонимание, правомерное поведение и активная правовая позиция. Результатом эффективного правового воспитания является правовая воспитанность – комплексное свойство личности, которое характеризуется сформированностью у нее правовых знаний, ценностей, установок (в том числе и установки на борьбу за право), убеждений и сознательным выбором правомерных норм поведения.

Правовое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса: обучения и воспитания.

Процесс правового воспитания включает развитие правопонимания и формирование потребностей в правовом государстве и праве.

Структура правовой воспитанности детей включает следующие элементы:

1) когнитивный – правовые знания;

2) мотивационно-оценочный – отношение к праву;

3) деятельностный – поведенческая позиция, правовые роли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)