Понятие риска и неопределенности

В научной литературе понятие риска рассматривается в различных экономических теориях и подходах. Традиционно присутствуют мнения представителей классического, неоклассического и кейнсианского экономических подходов.

Так, Дж. Миль и Н.У. Сениор – основоположники классического подхода предложили отождествлять предпринимательский риск с математическим ожиданием потерь вследствие выбора того или иного решения и воспринимать его как ущерб, наносимый его осуществлением.

Представители неоклассического подхода А. Маршал и А. Пигу риск определяют как степень изменчивости ожидаемой прибыли. Они полагали, что для предпринимателя, который принимает решения в условиях неопределенности, прибыль есть случайная величина.

При этом критериями для заключения сделки является сам размер ожидаемой прибыли и ее возможные колебания.

Предпочтительный, с точки зрения, вариант для предпринимателя тот, в котором меньше амплитуда колебаний и, как следствие, меньше уровень риска.

В классическом и неоклассическом подходах не учитывается фактор личного отношения предпринимателя к риску. Ведь, общеизвестно, что чем больше риск, тем больше может быть ожидаемый размер прибыли.

Всем знакома фраза: «Кто не рискует, тот не пьет шампанское». Основываясь на данном факте Дж. Кейнс предложил ввести понятие «издержки риска».

Издержки риска определяются величиной покрытия возможного отклонения реально полученной выгоды от ожидаемой.

Риск и неопределенность в их взаимодействии исследовал Ф. Найт и результаты исследования опубликовал в своей работе «Риск, неопределенность и прибыль» (1921), которая была издана в России только в 2003 г.

Ученый считает, что многие из неопределенностей экономической жизни подобны шансам умереть в определенном возрасте, их объективная вероятность исчислима и поэтому они могут быть переложены на чужие плечи путем страхования.

Такого рода риски становятся статьей издержек, вычитаются из прибыли, но не могут быть причиной прибыли.

Ученый пишет: Как уже неоднократно указывалось, неопределенность, которую можно каким-либо способом сводить к объективной количественно определимой вероятности, можно путем группировки случаев свести и к полной определенности.

Деловой мир выработал ряд организационных механизмов, позволяющих осуществить такую группировку, и поэтому при достаточно высоком уровне развития технологии деловой организации измеримые неопределенности не вносят в бизнес вообще никакой неопределенности.

Интересно
Измеримую неопределенность ученый называет термином «риск». Однако существуют неопределенности, которые никогда не могут быть подвержены объективному измерению и, именно такая неопределенность, ведет к получению прибыли.

Практическое различие между категориями риска и неопределенности состоит в том, что когда речь идет о риске, распределение исходов в группе случаев известно либо благодаря априорным расчетам, либо из статистических данных прошлого опыта, тогда, как в условиях неопределенности ситуация, с которой приходится иметь дело – уникальна и нет возможности сформировать группу случаев.

Лучше всего неопределенность можно проиллюстрировать в связи с формированием мнения по поводу будущего хода событий, так как именно такие мнения чаще всего реально управляют целенаправленным поведением предпринимателя.

В настоящее время доминируют несколько подходов к пониманию сущности категории риск:

  • риск как вероятность наступления неблагоприятного события;
  • риск как некое сочетание угроз и возможностей;
  • риск как возможность отклонения от цели, запланированного результата в условиях неопределенности.

Неопределенность следует рассматривать как причину риска, которая обуславливает его появление и существование, а не сам риск.

Исследуя причины неопределенности в деятельности предприятий, Р.М. Качалов указывает, что она «обусловлена, с одной стороны, объективным существованием случайности как формы проявления необходимости, а с другой – неполнотой каждого акта отражения реальных явлений в человеческом сознании.

Причем неполнота отражения принципиально неустранима из-за всеобщей связи всех объектов реального мира и бесконечности их развития, хотя стремление к полному, абсолютно только и именно рынку» и вытекающих «из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из много вариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестирования средств, из ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств».

Неопределенность можно уменьшить путем сбора и обработки информации. Можно утверждать, что чем больше объем собранной информации, тем ниже уровень неопределенности и далее ниже риск принимаемого решения.

В настоящее время многие предприниматели обратили пристальное внимание именно на эту взаимозависимость. Ведущие мировые компании в своей деятельности руководствуются большими базами
данных по различным аспектам.

Таким образом, неопределенность – это причина возникновения и существования риска как объективного явления. Однако у неопределенности есть и субъективная сторона. Она связана с личностным отношением субъекта (предпринимателя) к возможности и способам достижения поставленных целей.

Риск существует всегда в отношении любой поставленной цели. От того, насколько реалистичной будет цель и путь ее достижения, какими будут выбраны способы для ее реализации, в конечном итоге будет зависеть и уровень риска.

Источником риска (вторичным по отношению к неопределенности), на наш взгляд, выступает сознательная, т.е. целенаправленная, деятельность индивидуума и общества в целом, а сам риск представляет собой сочетание вероятности возникновения неопределенных событий и их последствий для достижения поставленной цели.

При этом последствия событий, как было отмечено ранее, могут быть как неблагоприятными (опасность, угроза), так и благоприятными (шансы, возможности).

В условиях рыночных отношений к традиционным факторам неопределенности добавляются факторы, обусловленные рыночными механизмами. Предприятие, как коммерческий субъект, постоянно находится в зоне действия факторов неопределенности, что в свою очередь, влияет на качество всех управленческих решений.

В частности, если проанализировать выделенные ранее основные характеристики риска, то можно увидеть, что риск – это событие, возникающее в результате сознательной активности субъекта, ориентированного на достижение определенных целей и в этой связи сталкивающегося с необходимостью осуществлять выбор некоторой альтернативы в условиях неопределенности, которая обуславливает вероятностный характер достижения желаемого результата, выражающийся в возможности благоприятного или неблагоприятного отклонения от цели реализации выбранной альтернативы.

Причем вероятность отклонения присутствует всегда в виде неотъемлемой угрозы материальных, нравственных или иных потерь вследствие реализации этой альтернативы.

Интересно
Отметим, что производственный риск – это не самостоятельный, а совокупный риск функционирования организации, складывающийся из рисков разного вида, поскольку в деятельности организации, всегда присутствует огромное множество различных неопределенных событий.

Они потенциально могут произойти и повлиять своими последствиями на результативность выполнения отдельных задач, а через них на достижение его основных целей и миссии.

Соответственно в совокупности эти отдельные явления (риски разного вида) и составляют совокупный предпринимательский риск.

Обобщая сказанное в отношении экономической категории «риск», можно заключить, что предпринимательский риск – это параметр функционирования предприятия, отражающий общую результативность принимаемых управленческих решений, направленных на преодоление неопределенности в ситуации неизбежного выбора для достижения поставленных целей.

Данное определение позволяет утверждать, что мерой производственного риска выступает результативность управления предприятием, а мерой его факторов – вероятность и размер отклонения от цели при реализации конкретного решения, что с финансовой точки зрения выражается в виде возможного ущерба или дополнительной прибыли.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)