Понятие позитивизма в социологии

Исторически первым направлением, возникшим в социологии ХIХ в., был позитивизм (от лат. positivus – положительный). Суть его состояла в том, чтобы  сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естественных наук.  Изначально позитивизм противопоставлялся спекулятивному умозрительному теоретизированию.  Собственно, и возник он в результате отказа от абстрактных рассуждений об обществе и  стремления к созданию такой «позитивной» социальной теории, которая должна была соответствовать всем  основным параметрам естественно-научной теории.

С точки зрения позитивизма, основная задача социологии состояла в том, чтобы эмпирическим и аналитическим путем, основываясь на  фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть «позитивной», т.е.  способной положительно и успешно решать проблемы жизни общества.

Основатели позитивизма (в первую очередь О. Конт) считали, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, реальным и полезным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. В работе «Дух позитивной  философии» Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает реальное  в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.

Поскольку законы функционирования и развития общества в позитивизме рассматривались как продолжение законов природы (даже как их частный случай), постольку признавалась их неизменность, данность на все времена. По этому же основанию считалось невозможным проникнуть в сущность и причинную обусловленность социальных явлений и процессов.

Наконец, подход к характеристике законов развития общества как продолжению законов природы приводил сторонников позитивизма к изучению общества не столько в динамике, сколько в статике, т.е. речь шла о нем как о системе, находящейся прежде всего в состоянии стабильности и равновесия, и только затем в ситуациях изменения.

Чтобы знание об обществе отвечало требованиям объективности, реальности, научности, достоверности, точности, полезности, оно должно было добываться, с точки зрения позитивизма, с помощью методов естественных наук. Основными среди них считались наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и в определенной степени математический методы.

Позитивизм как парадигма социологии ХIХ в. проявился в таких более конкретных своих направлениях (иногда их называют характерными чертами позитивизма), как натурализм, органицизм, эволюционизм (в последующих главах о них пойдет специальный разговор). Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и др. (речь о них также впереди). Все эти направления и течения позитивизма отличались одним общим принципом – социологического редукционизма.

Суть его состоит в стремлении объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, будь то биологический, географический, расовый или еще какой-либо. Поэтому не случайно в истории социологии все эти течения и направления получили название «школ одного фактора» (что не совсем точно и о чем мы еще будем говорить).

Как уже отмечалось, основоположником позитивизма вообще, социологического в особенности был Конт. Перейдем сначала к краткому рассмотрению его жизненного пути, а затем – к более подробному изложению основ социологического творчества французского мыслителя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)