Понятие о педагогическом исследовании

В современной литературе по логике и методологии отмечается, что специализированной формой целенаправленной познавательной деятельности является научное исследование – изучение специально выделенных объектов, использующее методы наук, в результате которого формулируются знания об этих объектах.

Педагогическое исследование – это целенаправленная деятельность, отражающая научное познание в области педагогических проблем, результатами которой выступает открытие и формулировка новых понятий, закономерностей, принципов, законов, теорий (нового научно-педагогического знания). Педагогические исследования разноплановы.

Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера. При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику. В нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

К общим методологическим характеристикам, которые должны быть представлены в педагогическом исследовании относятся: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, этапы исследования, защищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость. Эти характеристики даются в явном и четко сформулированном виде. Необходимо также отметить, что в системе исследовательской деятельности обязательно присутствует субъект исследования и новое научное знание.

Обозначая проблему, исследователь аргументирует недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знаний в интересующей его области на фоне новых фактов и связей, обнаруженных изъянов в имеющихся концепциях, появившихся новых запросов практики.

Интересно
Проблема отражается в теме исследования. Формулировка темы отвечает динамике движения от реальных достижений науки к психолого-педагогической теории и практике. Выдвижение проблемы и формулировка темы в комплексе позволяют обосновывать актуальность исследования, ответить на вопрос, почему данную проблему необходимо изучать.

Одним словом, все характеристики исследования взаимосвязаны, дополняют друг друга. Ключевым требованием к организации и проведению исследования является его методологическая полнота и достаточность, т.е. применение различных типов и уровней методологического анализа. При проведении педагогического исследования необходимо использовать современные научные подходы (системный подход, надежные средства сбора и обработки информации, математические и информационные средства).

Кроме того, исследование должно быть оптимальным в смысле достижения результатов при сбалансированных, минимальных затратах времени и усилий исследователя. С этой целью оно планируется, имеет каналы обратной связи, возможности своевременной корректировки и воспроизведения в опытном порядке.

Выполнение организационных требований подтверждает объективность полученных результатов исследования, их достоверность, правильность выдвинутой гипотезы и надежность. При определении стратегии исследования необходимо точно определить, какая теория (концепция) принята за основу, какой научный подход (или сочетание подходов) избран для решения задач исследования. Это позволяет добиться четкости и ясности в способах определения объекта и представления результатов исследования, избежать словесных манипуляций в отношении терминов «системный», «комплексный», «целостный» и др.

Интересно
Требования к выбору и реализации тактических средств методологического анализа сводятся к тому, чтобы методы исследования, его аппарат были адекватны избранной стратегии, характеризовались необходимостью и достаточностью (их набор, оптимальное сочетание и номенклатура). В таком случае обеспечивается возможность получения достоверного и сопоставимого эмпирического материала, его обоснованной теоретической обработки и интерпретации.

Важнейшую роль в доказательстве результатов исследования играют педагогические эксперименты, если они тщательно подготовлены, достаточно длительны, характеризуются чистотой проведения. Давая общую характеристику педагогического исследования, целесообразно остановиться на обсуждении понятия «программа исследования».

Вот что вкладывают в содержание этого понятия социологи: «Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки». Программа исследования может быть разной, и она определяется целью и типом исследования.

Все определения программы исследования содержат исследовательскую процедуру «…в виде определенной последовательности действий исследовательского коллектива, которую необходимо соблюдать, чтобы с наибольшей эффективностью добиться ответа на поставленную проблему». В любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)