Понятие миссии как предназначения банка

Разработка миссии является первым шагом в стратегическом планировании и совершенствовании системы управления банком.

В миссии заявлена политика компании. Политика определяет взаимоотношения со всеми заинтересованными группами: сотрудниками, покупателями, поставщиками, дистрибьюторами, кредиторами и т.д.

Одним из основных базисов успешного развития банка является формирование долгосрочных и взаимовыгодных деловых отношений с корпоративными клиентами, включающими в себя крупные, средние и мелкие предприятия, а также с физическими лицами.

В широком понимании термин «миссия» можно рассматривать как «констатацию философии и предназначения, смысла существования организации», в узком понимании миссия – это формулировка, раскрывающая предназначение (смысл существования) организации, с точки зрения ее особенного вклада в общественные процессы.

Ключевыми вопросами, на которые должна отвечать миссия, являются:

  1. Что представляет собой коммерческий банк?
  2. Для чего банк действует на рынке?
  3. Какую ценность банк несет клиентам?
  4. Каким банк желает стать в будущем?

В формулировке миссии проявляется отличие конкретной организации от ей подобных, т.е. данного банка от других банковских учреждений.

Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

  1. История организации, в процессе которой вырабатывалась философия, формировались профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п. В общем случае организация не должна резко рвать со своим прошлым. В то же самое время, некоторые практики считают чрезмерное «увязание» в прошлом или традициях пагубным для развития и конкурентоспособности организаций.
  2. Ключевая компетенция, отличительные особенности, которыми обладает организация. Цели организации должны проистекать из того, что она может делать наилучшим образом.
  3. Ресурсы, которые организация может привести в действие для достижения своих целей. Миссия зачастую представляет собой некий компромисс между реальными условиями и ресурсами организации.
  4. Существующие предпочтения, стиль поведения и способ действия собственников и менеджмента.
  5. Существующая рыночная среда.

Грамотно сформулированная миссия позволяет определить то, как видит свою кредитную организацию собственники и менеджеры, а также к чему стремится эта организация, в чем заключается ее эксклюзивные преимущества, особенности и взгляды на банковскую деятельность.

Для этого в расшифровке миссии могут использоваться такие аспекты как:

  • глобальные цели организации, определяющие ее желаемое будущее, то, к чему стремятся собственники, менеджеры и работники организации, как они видят ее будущее состояние в долгосрочной перспективе;
  • сфера деятельности организации, позволяющая определить на каких банковских услугах и продуктах собирается специализироваться организация, какую часть банковского рынка она видит в качестве целевого сегмента;
  • ценности организации, раскрывающие те общекорпоративные принципы и взгляды на которых базируется философия организации, ее бизнес-модель и подходы к управлению банковскими услугами и продуктами;
  • конкурентные преимущества и возможности, описывающие сильные стороны банка, его эксклюзивные компетенции, закладывающие способность к выживанию и развитию в условиях конкуренции, в том числе использование современных банковских технологий и техники, финансовых инноваций, ноу-хау и т.д.

При формировании миссии важно учесть интересы различных участников рынка (заинтересованных сторон), включая:

  1. Собственников банка – например, с точки зрения приращения капитала или получения требуемой доходности.
  2. Клиентов – например, с точки зрения удовлетворения их потребностей в банковском продукте или услуге.
  3. Персонала – например, с точки зрения оплаты труда и возможности самореализации и саморазвития.
  4. Общества – например, с точки зрения вклада в улучшение социально-экономического положения в регионе или стране.

С точки зрения последнего аспекта важно отметить, что миссия современного банка не может не учитывать необходимость акцентирования внимания на его социальной ответственности.

Социальная ответственность в банке – это соответствующая специфике и уровню развития банка совокупность обязательств, которые разрабатываются и внедряются добровольно и согласованно с участием ключевых акционеров, принимаются руководством банка и регулярно обновляются, с учетом особых взглядов персонала и акционеров.

Данные обязательства осуществляются, в основном, за счет средств банка и нацелены на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых способствуют развитию банка, улучшению его репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развития корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и общественными организациями.

Основными преимуществами внедрения системы социальной ответственности для банков, являются следующие: увеличивается прибыль, возрастают темпы экономического роста, повышается лояльность клиентов, растут продажи банковских услуг, возрастает конкурентоспособность, улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать банковский бизнес, повышается качество обслуживания клиентов, расширяется линейка банковских продуктов, сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.

Миссия играет важную роль в формировании корпоративного духа и системного подхода в управлении коммерческим банком

С точки зрения корпоративного духа миссия однозначно дает понимание общего смысла работы банка, способствует идентификации роли каждого сотрудника и разъясняет философию и главные принципы производства и реализации банковских продуктов и услуг.

В рамках реализации системного подхода миссия позволяет: создать основу для формирования целей развития, определить характер критериев оценки результата и общую логику системы мотивации персонала.

Несмотря на то, что отсутствуют общепризнанные требования к формулировке миссии, в качестве рекомендуемых в литературе выделяются следующие:

  • краткость (25-40 слов);
  • простота (1-2 предложения);
  • звучность (легкость восприятия на слух);
  • полнота (возможность передачи общего смысла).

Ниже рассмотрим примеры миссий крупнейших зарубежных и отечественных банков.

Зарубежные банки:

ICBC (Китай): Превосходство для Вас: Отличные услуги для клиентов; Максимальная доходность для акционеров; Настоящий успех для наших людей; Большой вклад в развитие общества.

MUFG (Япония): Быть основой силы, стремящейся удовлетворить потребности наших клиентов, служить обществу и способствовать общему и устойчивому росту для лучшего мира.

JP Morgan (США): В JPMorgan Chase мы хотим быть лучшей в мире компанией, оказывающей финансовые услуги. Благодаря нашему великому наследию и отличной платформе, мы верим, что это достижимо.

CitiGroup (США): Миссия Citi заключается в том, чтобы служить надежным партнером для наших клиентов, ответственно предоставляя финансовые услуги, способствующие росту и экономическому прогрессу

HSBC (Великобритания): Мы стремимся быть ведущим международным банком в мире. Мы помогаем частным и корпоративным клиентам процветать благодаря нашему глубокому наследию на быстрорастущих и высокоприбыльных рынках.

Отечественные банки:

Сбербанк: Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты

ВТБ: Мы помогаем людям воплощать их планы, создавая лучшие финансовые решения. Мы — команда профессионалов, работающих для наших клиентов и всей страны.

Россельхозбанк: Реализация функций рыночного инструмента государственной поддержки в отраслях и сегментах экономики, в том числе агропромышленного, рыбохозяйственного и лесопромышленного комплексов, содействие формированию и функционированию национальной кредитно-финансовой системы, эффективное и комплексное удовлетворение платежеспособного спроса бизнеса и населения в качественных банковских и сопутствующих финансовых продуктах и услугах.

Альфа-Банк: Мы содействуем людям и компаниям в улучшении жизни, предоставляя простые и удобные решения от повседневных до самых важных. Сегодня и на годы вперед.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)