Понятие культуры, этики, этикета, цивилизации

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития людей по отношению друг к другу и обществу в целом.

В деловой сфере сейчас развивается этика делового общения (ЭДО) — прикладная наука, которая изучает факторы формирования и проявление в деловой сфере неких моральных критериев, норм, нравственных параметров в отношениях между производителями и потребителями, общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в служащими и руководством компаний, торговцами и покупателями, компах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; понятие «культура» применяется для характеристики определенных исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (например, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни людей (например, культура труда, быта, художественная культура); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Такое определение можно обнаружить в СЭС. (Эту аббревиатуру, а также название «Энциклопедический словарь» мы будем в дальнейшем применять для обозначения неоднократно издававшегося массовыми тиражами Советского энциклопедического словаря.

Как мы видим, полное определение понятия культуры включает множество составляющих ее элементов, уровней, смыслов. Поэтому в конкретном случае следует обозначать контекст, смысл, в котором употребляется это понятие. В частности, очень часто понятие «кул тура» используется в узком смысле, т. е. для обозначения только духовной культуры, только набора этических норм и правил, обычаев и традиций, а применительно к культуре организации — для обозначениями и государством, компаниями и обществом.

Попутно определим понятие «этикет»: это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Знание правил этикета и следование его предписаниям может на ка- кое-то время ввести в заблуждение относительно моральных установок и ценностей человека, которыми он руководствуется, но деловая сфера, в которой люди решают проблемы обеспечения своих самых насущных потребностей, способствует быстрому раскрытию истинного лица. Мы считаем целесообразным рассматривать все аспекты корпоративной культуры, т. е. использовать понятие «культура корпорации» в широком смысле.

Материальная культура — физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами — от лат. artefactum — искусственно сделанное, в нашем случае — процесс или образование, несвойственное природе и возникающее обычно в ходе ее преобразования): паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальная, духовная культура: нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. (Но их можно выразить, передать «из уст в уста» посредством устной и письменной речи.)

Практически так же определяется понятие «культура» в социологии. Согласно «Краткому словарю по социологии», слово «культура» применяется в двух смыслах:

  1. ичностная система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в процессе воспитания и образования. В этом смысле говорят о нравственной, эстетической, политической, бытовой, профессиональной, гуманитарной и научно-технической культуре. В обыденном сознании культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей;
  2. социальная система организованных при помощи норм и ценностей функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Здесь понятие «институт» используется для обозначения совокупности норм права по определенному кругу общественных установлений (институт брака, институт права и т. д.).

В психологии используется понятие «ментальный», т. е. относящийся к психике, к интеллекту. Наверное, правильно будет сказать, что культура — это единство материального и ментального в жизни личности, группы, общности.

В человеческом существовании не бывает отсутствия культуры. Можно только говорить о различных уровнях развития тех или иных аспектов культуры, исследовать их и находить объяснения различиям.

Существует понятие «субкультура»:

  • культура какой-либо социальной или демографической группы;
  • в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию.6 В рамках корпоративной культуры субкультурой является культура формальных (подразделений) и неформальных групп.

Часто для обозначения аналогичных явлений используются понятия «цивилизация», «уровень цивилизации». В социологии, изучающей общество и происходящие в нем процессы, нет однозначной трактовки понятия «цивилизация». Само слово происходит от латинского civilis — гражданский, государственный. В средние века, да и сейчас тоже, «цивильным» называют человека, умеющего хорошо себя вести, т. е. обладающего знанием этикета, а «цивилизовать» означает «делать благовоспитанным, вежливым, любезным».

Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил эти два понятия И. Кант, родоначальник немецкой классической философии. О. Шпенглер, также немецкий философ и историк, в своем труде «Закат Европы» противопоставляет явления культуры и цивилизации, отмечает специфику обществ, выражающуюся в способе проживания жизни и биоритме жизни, а также в особенности прохождения фаз развития — рождения, детства, молодости, зрелости, старости, «заката».

При этом культура олицетворяет этап развития, эволюции общества, а цивилизация — его механицизм в развитии, инволюцию, окостенение культуры и распад. Европейская цивилизация — на стадии «заката». Здесь культура рассматривается в узком смысле, только как духовная.

А. Тойнби, английский историк и социолог, считал цивилизации системами, в которых элементы соответствуют и влияют друг на друга, а сами системы могут быть исследованы с использованием сравнительно-исторического метода. Интегральный критерий сравнения — степень достижения конечной цели, целевой установки. Основной критерий роста — от простой реакции на внешние вызовы к преобладанию вызовов изнутри системы, из сознания личности, в направлении самоопределения.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с компьютеризацией, освоением космоса, новых видов энергии, т. е. как вершине успехов человечества в достижениях материальных ценностей, а с культурой обычно связывают духовные достижения.

Тем не менее не будем забывать, что культура в широком смысле включает в себя кроме «достижений духа» и все то, что мы относим к достижениям цивилизации.
Процесс восприятия элементов культуры, пропускания через сознание, осознания, включения в состав внутренних императивов и оценочных критериев поступков и поведения составляет основу социализации человека.

Сами того иногда не осознавая, мы находимся под воздействием многих культур, отражающих как общий процесс развития человеческого общества, так и специфические черты развития со- обществ, групп. Покажем многообразие воздействующих на человека, группу, организацию норм и правил поведения, которые являются также и источником формирования собственной духовной культуры субъекта.

1. Общечеловеческие этические нормы – признаются большей частью цивилизованного человечества, восходят к древности, отражают общее в многовековом опыте человеческого общения, близки к общим религиозным заповедям ведущих мировых религий (некоторые из заповедей Моисея, Христа, Мухаммеда, Будды). Общечеловеческим достоянием в области этики являются учения философов мировой величины — от древних греков до наших дней.

2. Теономная этика — этические нормы и правила религиозных уче- ний от очень строгих, подробно расписывающих поведение своих приверженцев (иудаизм), до достаточно «либеральных» (протестантизм). Еще раз вспомним здесь «золотое правило общения», сформулированное Иисусом Христом, которое определяет необ- ходимость оценки результата своего деяния хотя бы с позиции собственной личности: как бы я оценил поступок, если бы его со- вершили по отношению ко мне?

Из ответа на этот вопрос может последовать несовершение действия по отношению к другому, если такой поступок по отношению к себе воспринимался бы как негативный. Из этого же правила следует и необходимость включения механизма эмпатии («вживание» в шкуру партнера, восприятие ситуации его органами чувств) для правильного восприятия и понимания человека.

3. Идеологическая этика — нормы и правила, определяемые правя- щей группой, элитой, отражающие особенности общественно-эко- номической формации, системоцентрическую («кодекс строителя коммунизма») или персоноцентрическую основу общества.

4. Национальная этика — нормы и правила, входящие в структуру менталитета нации и фиксирующие те отличия в поведении, которые выделяют данную нацию среди других («Поучения Влади- мира Мономаха», «Домострой»).

5. Профессиональная этика — включает особые требования общения, предъявляемые к носителям той или иной профессии, принадлежность к которой подразумевает влияние на существование других людей.

6. Региональная, местная этика — включает особые нормы поведения представителей данной местности (экономность, хлебосольство, отношение к юмору).

7. Корпоративная этика — включает нормы поведения, принятые в данной фирме.

8. Групповая этика, явление субкультуры — нормы поведения в коллективе, группе, включая семью. Особую заботу общества представляет этика поведения в социальных группах с девиантным поведением, субкультура таких групп.

9. Индивидуальная этика — личностная система норм и правил поведения и оценки поступков, формирующаяся в процессе онтогенеза (индивидуального развития) и социализации человека.

Влияние различных видов этических норм и правил на человека и общность происходит одновременно, а личность находится в состоянии постоянного нравственного выбора между нормами разных групп и уровней, и в выборе нравственных императивов проявляется нравственная зрелость личности, свобода выбора и индивидуальность.
В чем отражается, в чем «сидит» культура?

Личная культура — в нашей душе: наших мыслях, в организации процесса мышления, в восприятии, в оценках, в приписывании причин, в речи, вообще в миро- воззрении, в эмоциях, чувствах. Поэтому можно говорить о культуре чувств, культуре мышления.

Культура организации — в «душе» (или «духе») организации, в уровне ее материального и духовного развития.

Индикаторы, показатели, проявления культуры, на основе которых можно делать какие-то выводы, — это поступки, поведение, воспринимаемое теми, кто оценивает уровень культуры. Поведение многими учеными (в частности, К. Марксом, выдающимся экономистом и социологом) считается единственной основой для более или менее правильных выводов, поскольку в отличие от мотивов, намерений, даже слов, может объективно наблюдаться.

Если вы будете опираться на мотивы и намерения, которые, как вы считаете, характеризуют чело- века, вы, сами того не подозревая, будете руководствоваться домысла- ми, а если возьмете за основу слова, вам понадобятся дополнительные доказательства их истинности и правильности понимания и вами, и другими людьми. В чем проявляется поведение корпорации, мы будем рассматривать в разделах, посвященных специфике восприятия культуры корпорации различными субъектами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)