Понятие культура и личность

При всем разнообразии научных теорий они непременно содержат указание на человека и его деятельность как на важнейшие и необходимейшие факторы возникновения культуры. Человек и культура связаны между собой, вне культуры невозможно не только бытие человека, но и он сам как особая сущность.

Сформировавшаяся в процессе общественной практики система культурных потребностей – в творчестве, красоте, познании, общении – и выработанные соответствующие им способности и составляют культурное начало в человеке, позволившее ему выделиться из мира животных. Оставаясь по своей природе существом природным, биологическим, человек становится одновременно и существом культурным, внеприродным.

Параллельно с процессом преобразования человеком первозданной природы и создания культурной среды («второй природы») идет процесс культурного развития самого человека. Становление индивида состоит в том, что его природные качества обрабатываются, с одной стороны, культурой, а с другой стороны, обществом. Общество создает условия для социального развития человека, т. е. человека как личности.

Личность каждого человека начинает формироваться с рождения. Это происходит под действием внешней среды, через конкретные способы ухода за младенцем в каждом обществе (способы кормления, ношения, укладывания, а позже – обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр.). Впечатления раннего детства накладывают отпечаток на личность человека на всю его жизнь.

Как считает американский антрополог и психоаналитик Абрам Кардингер, личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, благодаря которым индивид становится максимально восприимчивым к данной культуре и получает возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Другой американский антрополог Рут Бенедикт отмечала наличие у каждого народа специфической для него базовой структуры характера, обусловленной уникальностью культурной конфигурации (особым способом соединения элементов культуры).

По ее мнению, в культуре получают развитие только те элементы (религия, семейная жизнь, экономика, политические и прочие структуры), которые соответствуют ее этносу. Элементы, чуждые данному народу, не получают своего развития. Еще один американский антрополог, Маргарет Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе; культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин.

Можно утверждать, что личность несет на себе печать конкретной культуры и конкретного общества. В то же время развитие интересов и потребностей личности (их усложнение или упрощение) может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данном случае может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора.

Возможны три типичные ситуации взаимодействия культуры и общества:

  1. Общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности, и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности.
  2. Обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Например, после революций и политических переворотов культура некоторое время пребывает в поиске новых идеалов, нового героя, новых смыслов и пр. Это очень драматичное для личности время, так как культура не в состоянии задать ей нужный вектор развития.
  3. Гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях сохраняется традиционная преемственность и возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности.

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности.

Всякий индивид выступает по отношению к культуре в нескольких ипостасях:

  • как продукт культуры (воспитанный и взращенный ею);
  • потребитель культуры (пользующийся ее достижениями);
  • производитель культуры (вносящий изменения в существующие формы и творящий новые);
  • транслятор культуры (сохраняющий и передающий культурный опыт через пространство и время).

Культурное богатство личности зависит от включения ценностей в личную деятельность и от того, насколько общество стимулирует этот процесс, насколько способствует ему. Ценности культуры превращаются в акты поведения личности. Это и есть процесс формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя культурных ценностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)