Понятие коллектив

Было введено в обиход отечественной педагогической и психологической теории и практики с первых лет советской власти (термин «коллектив» практически не используется в науке западноевропейских стран, в том числе и в настоящее время).

Идеи «коллективного воспитания» были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, М.М. Пистрака, П.Н. Лепешинского, а позднее – В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, Н.Я. Скороходовой, И.П. Иванова.

Положения А.С. Ма­ка­ренко стали основой теории и методики коллективного воспитания.

А.С. Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:

  • общественно ценные цели;
  • совместная деятельность по их достижению;
  • отношения взаимной ответственности;
  • организация органов самоуправления;
  • направленность деятельности на общую пользу.

В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив.

Большое значение сыграли работы А.В. Петровского, И.Н. Платонова, Л.И. Уманского и др.

Л.И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

  1. Содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы).
  2. Организационное единство.
  3. Групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности.
  4. Психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

На основе указанных признаков Л.И. Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:

  • группа номинальная;
  • группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
  • группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
  • группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
  • коллектив.

Основным звеном в коллективе является первичный коллектив. Для А.С. Макаренко – отряд, состоящий из 12–15 человек, в ИУ – производственные бригады (звенья), учебные группы и классы, отделения (в ВК), другие постоянные объединения, созданные для их совместной деятельности.

А.С. Макаренко придавал большое значение первичному коллективу, считая его «инструментом прикосновения к личности». В нем осужденные наиболее близко общаются между собой, постоянно совместно действуют, участвуют в реализации общих целей всего коллектива и входят в общую систему характерных для коллектива отношений.

Второй структурной единицей коллектива по А.С. Макаренко является сводный отряд. А.С. Макаренко боялся воспитать касту командиров. Он хотел, чтобы все умели и руководить, и подчиняться.

Сводный отряд по А.С. Макаренко формировался на отдельное дело.

Командиром сводного отряда становился рядовой член первичного коллектива. Это давало возможность задействовать самых отсталых и неорганизованных, вывести подростка из состояния пассивности. Примером такой организации жизнедеятельности коллектива может служить коммунарская методика И.П. Иванова (творческие группы).

Третьей структурной единицей коллектива у А.С. Макаренко был сам воспитанник. Но нужно сказать, что здесь имело место присвоение звания: воспитанник, коммунар, коммунар-дзержинец, т. е. звание присваивалось по степени принадлежности каждого подростка к коллективу.

Четвертой структурной единицей коллектива являются органы самоуправления, т. е. общее собрание

Ни одно значимое решение не принималось без собрания. Повседневной жизнью руководил Совет командиров.

Под коллективом понимается высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами.

Вопрос о создании коллектива осужденных как основы формирования правопослушной личности ставится таким образом, что коллектив – это субъект воспитания и исправления, а тем самым он является носителем определенных воспитывающих функций:

  1. Пропагандистской (коллектив осужденных становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений, идеалов, принципов поведения).
  2. Организаторской (коллектив осужденных становится субъектом уп­рав­ления своей общественно полезной деятельностью).
  3. Стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения).

Основой создания, укрепления и развития коллектива является сов­местная деятельность осужденных, направленная на достижение общих целей.

Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом отношений, и те нормы, которые естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива.

Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

Следует отметить условия эффективного руководства деятельностью коллектива осужденных:

  • воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности значимы для всех или, по крайней мере, для большинства его членов (например, уборка по графику способствует порядку в жилой секции, как следствие – здоровью проживающих в ней);
  • выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать интересы осужденных и опираться на эти интересы;
  • важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый осужденный становится активным участником (творческие группы, стенная печать, художественная самодеятельность, спортивные состязания и т. д.);
  • при организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

Коллектив по мере своего становления и развития проходит ряд этапов.

Продолжительность этапа, как более или менее законченного «отрезка» развития коллектива, следует связывать с появлением новообразований: в базисных, конструирующих коллектив факторах – деятельности, общения, организации, коллективных отношений; в сфере «надстроечных», вторичных факторах, производных от организации деятельности и отношений – общественного мнения, самочувствия, традиций, ценностей, идеалов и эталонов поведения членов коллектива, его самооценки.

Этапы эволюции коллектива включают в себя:

  1. Становление – выдвижение цели, формирование близких и дальних перспектив, выделение актива; требования ставит начальник отряда.
  2. Стабилизация – элементы самоуправления под руководством актива, наличие средних и дальних перспектив; требования начинает выдвигать актив.
  3. Расцвет – выработано общественное мнение, сформированы традиции, отношения взаимной ответственности; требования предъявляют все.
  4. Высшая стадия – полное самоуправление, общие ценности и нормы, традиции, требования предъявляет каждый себе.

О развитии коллектива необходимо судить по тем изменениям, которые происходят в мотивации деятельности и поведения его членов, характере их активности. Такой подход отличается от бытующего еще сегодня рассмотрения этапов или стадий развития коллектива в зависимости от того, кем предъявляются требования в решении общих задач коллектива.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)