Понятие исправительная педагогика

Исправительная педагогика – сравнительно молодая отрасль педагогической науки. Ее появление связано с гуманизацией советской уголовной и исправительно-трудовой политики в 50–60-х гг. ХХ в.

В 1954 г. началась реформа уголовно-исполнительной системы СССР, политико-воспитательная работа с осужденными стала важной задачей политотделов и пар­тийных организаций лагерей и колоний.

Для руководства воспита­тельной работой в штаты политотделов ввели должность заместителя начальника политотдела, а несколько позднее – до­лжности инструктора и старшего инструктора по политико-воспи­тательной работе с заключенными.

Были поставлены новые зада­чи:

  • усилить агитационно-пропагандистскую работу;
  • организовать целенаправленное индивидуаль­ное воспитательное воздействие на заключенных и сформировать из их среды работоспособный актив;
  • уделить внимание повышению общеобразовательной подготовке заключенных, открыв для этого начальные и семилетние школы, и т. д.

Культурно-воспита­тельная работа заменялась политико-вос­питательной.

Центральное место в ней отводилось политическому воспитанию правонарушителей. Так, в 1957 г. в структуре исправительно-трудовых колоний были созданы отряды, объединяющие в себе по 50–120 осужденных, введены должности офицеров-воспитателей – начальников отрядов. Отряд стал центром воспитательной работы с осужденными.

Потребности практики обусловили необходимость научного обоснования деятельности по исправлению осужденных, разработки теоретических и методических основ политико воспитательной работы с ними. Данное обстоятельство и послужило причиной возникновения в начале 60-х гг. ХХ в. особой отрасли педагогики – исправительной педагогики.

Исправительная педагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая целенаправленную деятельность по исправлению осужденных

Исправительная педагогика оперирует специальными терминами, среди которых важными являются «ресоциализация», «исправление», «правопослушное поведение (образ жизни)», «исправительный процесс», «воспитательная работа с осужденными», «критерии исправления».

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Рес­публики Беларусь (УИК) исправление осужденных – формирование у них готовности вести правопослушный образ жизни. В литературе используется термин «ресоциализация осужденных», который часто идентифицируют с термином «исправление». Однако последний – более глобальный – включает в себя и ресоциализацию.

Под ресоциализацией понимается целенаправленный процесс восстановления и привития социально полезных качеств личности, детерминирующих законопослушное поведение и в целом образ жизни осужденного в период наказания и после его отбытия, отвечающий нравственным и правовым нормам.

Интересно
Правопослушное поведение (правопослушный образ жизни) – поведение человека, соотносимое с нормами уголовно-правового запрета и нравственными требованиями общества.

Готовность к правопослушному поведению представляет собой определенное качество психического склада личности, которое обусловливает субъективную необходимость и возможность осуществлять свою жизнедеятельность, соблюдая требования законов.

Готовность осужденного к правопослушному образу жизни означает наличие в его психическом складе целостной совокупности психических свойств, которые внутренне детерминируют субъективную необходимость и возможность осуществлять им правомерное поведение в различных сферах жизнедеятельности: материального обеспечения жизни, взаимодействия с другими людьми, по­требления и досуга.

Исправительный процесс – процесс организованный в период отбывания наказания, направленный на формирование готовности осужденного к правопослушному образу жизни, с использованием специальных средств исправления, форм и методов воспитательной работы с осужденными.

Воспитательная работа с осужденными – планомерная, основанная на педагогических принципах, формах и методах деятельность сотрудников исправительных учреждений (ИУ), представителей государственных органов и общественных организаций, направленная на достижение целей исправления осужденных и обеспечения их поведения в соответствии с установленным порядком отбывания наказания.

Интересно
Основными задачами воспитательной работы являются преодоление криминогенных склонностей личности осужденных, формирование социальных навыков и умений, обеспечение добросовестного отношения осужденных к труду, укрепление дисциплины среди осужденных, поддержание социально полезных связей осужденных в период отбывания, искоренение среди осужденных воровских традиций и обычаев.

Важным методологическим вопросом (и научно-практической проблемой) исправительной педагогики является определение признаков исправленности осужденного, критериев изменения в личности и поведении. В этой связи понятие «критерии исправления» является одним из ключевых.

Критерии исправления – совокупность признаков, с помощью которых оцениваются изменения, происходящие в личности и поведении осужденного.

Оценка происходящих изменений осужденного осуществляется, основываясь на системе отношений личности, проявляющихся в трех основных сферах жизнедеятельности, соотносимых с нормами уголовно-правового запрета:

  1. Материального обеспечения жизни (отношение к труду, собственности, наличие трудовых умений и навыков и т. д.).
  2. Взаимодействия с другими людьми (отношение к обществу, сотрудникам ИУ, другим осужденным, родственникам, потерпевшему и т. д.).
  3. Потребления и досуга (отношение к алкоголю, наркотикам, умение правопослушно отдыхать, развлекаться и т. д.).
  4. На отношении к средствам исправления, правилам, законам и требованиям морали, совершенному преступлению и наказанию и т. д.

Объектом исправительной педагогики является воспитательная система исправительного учреждения, т. е. объектом изучения выступает:

  • целостная педагогическая структура, включающая в себя цель и задачи системы;
  • содержание воспитания;
  • формы, методы и направления воспитательных воздействий;
  • субъект и объект исправления;
  • условия, в которых возникают и протекают психолого-педагогические отношения;
  • воспитательный процесс.

Предмет исправительной педагогики – закономерности и особенности практики исправления осужденных.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)