Понятие и сущность готовности осужденного к правопослушному образу жизни

Готовность индивида, в том числе осужденного, к правопослушному образу жизни представляет собой определенное качество личности (состояние души человека), которое обеспечивает внутреннюю необходимость и возможность осуществлять жизнедеятельность, соблюдая требования законов. Наличие такой готовности является важной характеристикой личности тех людей, которые ведут себя устойчиво законопослушно.

Готовность осужденного к правопослушному образу жизни выражается в желании жить правопослушно, а также реальных и конкретных представлениях о том, как жить, не нарушая закон, в различных сферах жизнедеятельности.

Человек ставит перед собой правомерные цели и использует правомерные способы удовлетворения потребностей, решения жизненных задач. Правомерные цели и способы являются для него личностно приемлемыми, в то время как противоправные цели и способы представляются в его сознании как недопустимые.

Исходя из того что значительная часть потребностей может быть удовлетворена как правомерными, так и противоправными способами, определяющим внутренним фактором для использования субъектом того или иного способа является его личностная приемлемость.

Интересно
Таким образом, личностная приемлемость правомерных жизненных целей и способов удовлетворения потребностей и поведения в различных ситуациях, личностное неприятие противоправных целей и способов, выражают основу готовности к правопослушному образу жизни.

Противоположностью готовности к правомерному образу жизни является готовность личности к преступному поведению, т. е. наличие склонностей к совершению определенных видов преступных деяний (криминогенных склонностей). Ослабление и ликвидация криминогенных склонностей выступают параллельной целью исправительного процесса.

Необходимо учитывать, что готовность к правопослушному образу жизни может иметь различную степень сформированности и быть:

  • минимальной по степени своей зрелости;
  • фрагментарной, внутренне противоречивой;
  • достаточно зрелой, устойчивой, системной и гармоничной (непротиворечивой).

Гармоничная готовность осужденного к правопослушному образу жизни должна охватывать ряд сфер жизнедеятельности в условиях без изоляции от общества прежде всего тех сфер, которые затрагивают запрещающие нормы уголовного закона.

К таким сферам жизнедеятельности необходимо отнести:

  1. Сферу материального обеспечения жизни (осужденный должен иметь готовность правомерно обеспечивать свое материальное положение – жилье, питание, одежду, предметы бытового назначения, соизмеряя при этом свои материальные притязания с реальными возможностями их обеспечения).
  2. Сферу взаимодействия с другими людьми, включая взаимодействие с семьей, органами государственной власти и другими социальными субъектами (осужденный должен обладать готовностью осуществлять взаимодействие с другими людьми и отстаивать свои интересы, не прибегая к насильственным и другим противоправным действиям).
  3. Сферу потребления и досуга (осужденный должен быть избавлен от алкогольной и наркотической зависимости, склонностей к аморальным и другим развлечениям, имеющим криминальный риск, склонностей вести развратный образ жизни и приобрести склонности к социально одобряемым формам досуга).

Готовность осужденного к правопослушному образу жизни может быть представлена как система свойств его личности, которые в своей совокупности будут определять субъективную необходимость и возможность правомерного поведения в различных сферах жизнедеятельности.

Совокупность этих свойств можно представить структурно (рис. 1).

Понятие и сущность готовности осужденного к правопослушному образу жизни

Рис. 1. Структура готовности личности к правопослушному образу жизни

В структуре готовности необходимо выделить подструктуры психических свойств и интегративные психические образования, выполняющие функции мотивообразования, целеполагания и исполнительной регуляции в психическом механизме социального поведения.

В качестве основных подструктур необходимо выделить:

  • подструктуру интегративных мотивообразующих и целеориентирующих свойств, основу которой составляет я-концепция;
  • подструктуру потребностей, притязаний и интересов, определяющих мотивы поведения;
  • подструктуру личностных норм и принципов поведения, определяющих использование правомерных способов удовлетворения потребностей и поведения в проблемных ситуациях;
  • подструктуру социальных и правовых ожиданий;
  • подструктуру социальных умений и навыков.

К свойствам подструктуры интегративных мотивообразующих и целеориентирующих свойств относятся я-концепция образа жизни, я-образ.

Концепция образа жизни после отбытия наказания включает в себя представления об условиях своей жизни, на которые рассчитывает осужденный, о роде занятий, распорядке своего дня, круге общения, отношениях с близкими людьми, формах досуга, ближайших и перспективных жизненных планах.

Я-образ выражает представления о самом себе: какой я есть, каким мне надо быть. Я-образ охватывает осознание внешнего облика и манер поведения, черт характера, потребностей, ценностей и привычек, своих достоинств и недостатков.

Без формирования и достаточно комплексного представления о будущем образе жизни и целостного представления о необходимом Я-образе нельзя сформировать устойчивую готовность осужденного к правопослушному образу жизни

Вместе с тем эти интегративные образования формируются на основе ряда ценностей, прежде всего ценности жизни в условиях свободы, жизни без риска отрицательных последствий и потерь, ценности жизни, не приносящей горе другим людям, умиротворенной, спокойной, без тревожных ожиданий, связанных с совершением преступлений и отношениями с преступной средой, и т. д.

Необходимо учитывать, что для части осужденных, неоднократно отбывающих наказания в местах лишения свободы, жизнь в колонии становится психологически более благоприятной. Они привыкают к укладу такой жизни, приобретают свой круг общения и благоприятное положение в нем, образно говоря, находят свои интересы и радости. Жизнь в условиях свободы становится для них чужой.

Осужденные осознают свою социальную ущербность, предполагают, что они встретятся с недоверием и настороженным отношением к себе других людей. Значительная их часть потеряла умение самостоятельно обеспечить свое существование, жилье и нормальные социальные связи.

Такие обстоятельства выступают психологическими барьерами в формировании положительных жизненных планов, обусловливают отсутствие веры в возможность решить жизненные проблемы законопослушным путем. В этой связи важным моментом в формировании Я-концепции и Я-образа на период жизни после освобождения является укрепление веры в положительное будущее.

Подструктура потребностей, притязаний и интересов, определяющих мотивы поведения. Важной стороной готовности к правопослушному образу жизни выступает содержание потребностей, притязаний и интересов человека.

У законопослушного человека потребности и притязания соответствуют субъективным и объективным возможностям их удовлетворения (не носят гипертрофированный характер) и не являются собственно аморальными или противоправными. Такие деформированные потребности и влечения проявляются в стремлениях к дорогостоящему имуществу и развлечениям, приобретению высокого статуса в преступной среде, самовыражению путем унижения и глумления над другими людьми. Они также выражаются в алкогольной и наркотической зависимости, склонностях к развратному образу жизни.

Деформация потребностей может проявляться как патология влечений: в садистских наклонностях, педофилии, клептомании, пиромании и других психических аномалиях. Если человек стремится удовлетворить такого рода влечения или не способен их произвольно сдерживать, то он вынужден прибегать к противоправным способам и средствам их удовлетворения.

Поэтому одной из задач формирования готовности к правопослушному образу жизни осужденных является ослабление и устранение аморальных, гипертрофированных и собственно криминальных потребностей и влечений.

Другой задачей является расширение и обогащение сферы потребностей за счет привития социально одобряемых личностных ценностей и интересов:

  1. Жизни в условиях свободы (у осужденных необходимо укреплять ценностную значимость жизни в условиях свободы).
  2. Семейной жизни, воспитания детей, заботы о родителях.
  3. Здорового образа жизни.
  4. Общения и работы с законопослушными людьми.
  5. Трудовой деятельности, ведения домашнего хозяйства.
  6. Культурного досуга, саморазвития, духовного совершенствования, творчества и т. д.

При этом важно определить реальный, адекватный возрасту, состоянию здоровья, семейному и имущественному положению осужденного, а также его способностям комплекс личностных ценностей и притязаний, которые необходимо ему прививать. Необходимо сформировать представления о личностно приемлемом роде занятий, своем социально-ролевом статусе, материальном положении, которые должны укрепляться в сознании как личностные ценности, притязания и жизненные планы.

Подструктура личностных норм и принципов поведения, определяющих использование правомерных способов удовлетворения потребностей и поведения в проблемных ситуациях.

Для наличия у человека готовности к правопослушному образу жизни необходимо сформировать достаточно широкий комплекс личностно приемлемых правил и способов поведения и решения жизненных задач, охватывающих различные сферы жизнедеятельности и многообразие наиболее вероятных проблемных ситуаций.

Прежде всего необходимо формирование личностно приемлемых правил и способов удовлетворения основных потреб­ностей человека, связанных с материальным обеспечением жизни и обеспечением своего социально-психологического статуса.

Важно также обеспечить формирование личностно приемлемых правомерных и нравственных правил и способов взаимодействия с другими людьми и прежде всего индивидуальных правил поведения в конфликтных ситуациях и в случаях воздействия лиц, склоняющих к совершению преступлений. Их формирование предполагает развитие представлений о возможных правомерных способах удовлетворения тех или иных потребностей и способах поведения в проблемных ситуациях взаимодействия с другими людьми.

Интересно
Особое значение имеет формирование представлений о способах противостояния вовлечению в преступную деятельность лицами, с которыми осужденный ранее поддерживал дружеские отношения.

Наличие таких представлений о правомерных способах решения жизненных задач еще недостаточно для их использования в реальной жизни. Правомерные правила и способы должны осознаваться осужденным как наиболее правильные, благоприятные, разумные с точки зрения личностных ценностей и жизненных перспектив.

Необходимо также обеспечить и положительную эмоциональную представленность в сознании осужденного правомерных способов и правил поведения. И, наконец, они должны быть сформированы в психическом складе как личностные нормы и принципы действий, как поведенческие установки и стереотипы.

В то же время в психическом складе должны быть сформированы личностные нормы-запреты на использование противоправных способов («так действовать нельзя»), которые призваны выполнять функции психологических барьеров в отношении данных способов, реализуясь на уровнях сознания и подсознания.

Формирование норм-запретов предполагает формирование убеждений о том, что противоправные деяния приносят вред самому себе и другим близким людям, угнетают душевное состояние, неизбежно приводят к наказанию юридическому или человеческому (презрение, проклятие, божья кара), жизненным потерям. Наряду с формированием отрицательного личностного смысла противоправных способов необходимо также и формирование отрицательного чувственного отношения к ним.

Подструктура социальных и правовых ожиданий.

В формировании правопослушной индивидуальной концепции образа жизни, включающей жизненные планы и пути их реализации, большое значение имеют социальные и правовые ожидания, которые связаны с представлениями как о правопослушном образе жизни, так и о противоправном поведении.

Необходимо учитывать, что у значительной части осужденных отсутствует надежда на возможность правомерным путем обеспечить свое нормальное существование после освобождения.

Многие уверены или предполагают, что в будущем будут снова осуждены, поскольку у них потеряны связи с родственниками, нет жилья и материальных средств или отсутствует возможность их приобрести, не нарушая законов. Такие осужденные свыкаются с мыслью, что им придется совершать преступления и рано или поздно возвращаться в места лишения свободы. У них теряется чувство страха перед этой перспективой.

Поэтому у них необходимо формировать и укреплять оптимистические положительные ожидания, веру в будущее, надежду на возможность осуществления правомерных жизненных планов и намерений, положительный результат при использовании правомерных способов решения жизненных проблем.

У другой части осужденных проявляется высокая уверенность в возможности избегания юридической ответственности при совершении преступлений, они рассчитывают на свой преступный опыт, поддержку преступной среды, запугивание или подкуп свидетелей и работников правоохранительных органов.

Интересно
У таких лиц необходимо прежде всего формировать представления о неотвратимости кары при совершении преступлений, об опасности для их будущего даже небольшой вероятности раскрытия преступлений, обострять осознание такой опасности и жизненных потерь в случае совершения преступлений.

Подструктура социальных умений и навыков.

Свойства, относящиеся к данной подструктуре, имеют самостоятельное значение, поскольку наличие правомерных личностных норм, правил и принципов поведения еще недостаточно для их использования. Необходимо обладать умениями и навыками реализации этих норм.

К ним относятся умения и навыки трудовой деятельности, социально-ролевого поведения в сфере семейно-бытовых и трудовых отношений (включая привычку систематически трудиться, готовность соблюдать трудовую дисциплину), умения и навыки общения с различными категориями людей в различных ситуациях и с различными целями (например, с целью получения информации, мотивирования определенных поступков других лиц, налаживания сотрудничества, препятствования действиям других, отстаивания своей позиции, защиты своего достоинства).

Большое значение имеет формирование у осужденных навыков саморегуляции сдержанности, торможения импульсивно возникающих агрессивных и иных криминогенных побуждений или отрицательных влечений.

Таким образом, исправительные задачи должны предусматривать изменение содержательных характеристик отдельных свойств личности: Я-образа, концепции образа жизни, личностных норм и принципов поведения, социальных и правовых ожиданий коррекции гипертрофированных потребностей и т. д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)