Понятие и виды команд

Команда – это небольшая по численности группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей целям каждого, имеющих взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за конечный результат.

Команда выступает как особая форма организации совместной деятельности, благодаря которой участники имеют общее видение проблемы и проявляют максимальную заинтересованность в ее разрешении.

Основными признаками команды являются следующие:

  • четко обозначенные границы команды;
  • личная заинтересованность участников команды в успехе;
  • проявление положительного эффекта синергии;
  • наличие командных ролей, обусловливающих структуру социальной системы;
  • полная ответственность за конечный результат;
  • открытость и честность участников команды;
  • определенная автономия команды при осуществлении совместной деятельности;
  • численность членов команды (3–12 человек);
  • положительный социально-психологический климат.

Важно понимать, что не в каждой управленческой ситуации возникает необходимость создания команды, иногда можно ограничиться и рабочей группой.

В связи с этим к основным условиям создания команды можно отнести:

  • высокую степень неопределенности и риска;
  • реализацию организацией нескольких стратегий;
  • необходимость координации сложных работ;
  • разброс в мнениях экспертов по актуальной проблеме;
  • конфликт заинтересованных групп;
  • высокую степень сопротивления работников организационным изменениям.

Для создания высокоэффективной команды необходимо соблюдать ряд базовых принципов:

  • четкое определение вида и объема командных работ. При этом под командной работой понимается совместная целенаправленная работа специалистов, решающих общую задачу на основе интеграции знаний в различных профессиональных областях по правилам, выработанным сообща;
  • обязательное принятие соглашений по выполнению командного задания;
  • четкое определение цели команды с учетом целей каждого участника;
  • обеспечение команды необходимыми ресурсами в первоочередном порядке;
  • определение оптимального состава участников (минимальное число участников с максимально сформированными компетенциями, необходимыми для успешного выполнения командной работы);
  • четкое определение границ команды;
  • оперативное замещение участников в случае выбытия последних;
  • мотивация и стимулирование участников команды;
  • определение структуры управления командой (несмотря на взаимодополнение и равные статусы участников команды, всегда в команде назначается руководитель (менеджер).

В обязательном порядке происходит распределении командных ролей – моделей или типов поведения, ожидаемых в команде от людей, занимающих разные позиции; совокупности ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции.

Существуют различные способы овладения командными ролями:

  1. Создание роли. В данном случае личность обладает определенным набором способностей и предрасположенностей к формированию неких моделей поведения, которые воспроизводятся вне зависимости от требований команды.
  2. Принятие роли. При таком способе личность ориентируется на командные ожидания и пытается сформировать те модели поведения, которые требуются. К сожалению, очень часто поведение оказывается индивидуально неприемлемым.
  3. Ролевое самоопределение. Способ предполагает согласование индивидуальных особенностей участников и требований команды.

При овладении командными ролями участники могут столкнуться с рядом трудностей, например: отсутствие или недостаточное развитие соответствующих качеств и способностей; ролевая неопределенность, связанная с незнанием личности особенностей поведения; ролевая перегрузка (ролевая недогрузка); отсутствие психологической готовности к формированию желаемой модели поведения.

При выборе командой любого способа овладения командными ролями участники могут испытывать ролевой конфликт, под которым понимается столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей.

Конфликт может существенно повлиять на эффективность командной работы

Эффективность командной работы зависит от многих факторов, но важно знать и о резервах повышения эффективности.

В числе основных можно выделить:

  • управление составом, которое предполагает минимальное число участников (2–8 человек) с максимальной компетентностью;
  • управление функциональными обязанностями, которые включают адаптацию к внешним условиям; поддержание внешних связей; решение задач и создание благополучия в команде;
  • распределение ролей между участниками команды, при этом в обязательном порядке выделяются функциональные роли и командные роли (по Р.М. Белбину).

В практике управления выделяют разные виды команд (см. табл. 3.1.). Например, в зависимости от решаемых задач и длительности существования выделяют кросс-функциональные и интактные команды.

Кросс-функциональная команда формируется из представителей различных структурных подразделений организации, фокусируется на решении одной задачи и существует до момента выполнения задания.

К такой команде относятся команды, которые или создают что-либо новое для организации (например, проектная команда), или имеют дело с проблемами и задачами, которые решаются через анализ, контроль и выработку рекомендаций для компании (например, команда по аудиту).

Интактная команда формируется из представителей одного функционального подразделения, выполняет множество различных задач и существует длительное время. Такая команда не является специальной, а составляет постоянную часть организации и осуществляет процесс выполнения повторяющихся работ.

Понятие и виды команд

По роду деятельности команды подразделяются на следующие виды:

  • команды, занимающиеся подготовкой рекомендаций, или специализированные команды. Это проектные группы, группы по аудиту, качеству или безопасности. В деятельности команд такого рода должны всегда присутствовать творческое, быстрое и конструктивное начало и разработка итогового отчета либо обоснованного проекта, чтобы их рекомендации могли быть внедрены;
  • команды, занимающиеся непосредственным изготовлением чего-либо, или производственные команды. К ним могут относиться команды, занятые на производственном процессе, либо на планировании производства и деятельности предприятия, либо в маркетинговом отделе фирмы и т. п. Деятельность такой команды, как правило, не имеет временных ограничений. Для эффективного руководства ею важно концентрироваться на производительности команды;
  • команды управления. Для такого рода команд важно, чтобы они правильно идентифицировали поставленные перед ними конкретные цели, которые отличаются от целей организации в целом. Ведь цель создания многих предприятий – получение прибыли, а цель управления – оптимизировать деятельность предприятия, сделать его максимально производительным.

По времени создания и функционирования команд выделяют следующие команды:

  • специальные или временные команды. Они созданы для выполнения одного, нескольких конкретных заданий (к примеру, это может быть проведение маркетинговых исследований или разработка нового продукта, услуги) и после их выполнения расформировываются. Чаще всего такими командами бывают специализированные команды;
  • постоянные команды. Такие команды заняты решением задач, носящих долгосрочный или постоянный характер (производство, планирование производства), чаще всего такие команды при условии эффективной работы существуют на всем протяжении жизни организации. К ним относятся команды, созданные для управления предприятием, или команды, занятые в основном производстве.

В зависимости от специфики применяемых технологий команды подразделяются на следующие виды:

  • реальные команды, члены которых контактируют между собой физически, находятся в непосредственной близости друг от друга в одном помещении;
  • виртуальные команды, члены которой широко используют компьютерные технологии и программное обеспечение совместного доступа.

Такие команды объединяют людей, находящихся на больших расстояниях друг от друга, но имеющих возможность участвовать в совместном труде.

Виртуальные команды обычно возникают в организациях, офисы и производственные мощности которых разбросаны по стране или по всему миру. Они могут формироваться в партнерстве с поставщиками или даже с конкурентами, чтобы объединить «лучшие умы» и поскорее вывести на рынок новый товар.

Лидерами в такой команде могут быть как один человек, так и все ее члены, в зависимости от того, кто лучше всего разбирается в текущей работе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)