Понятие и сущность конституционного контроля

Конституция РФ по своему статусу является наивысшим нормативно-правовым актом страны, главным законом Российского государства. В. С. Иваненко отмечает, что Конституция РФ 1993 г. впервые в истории конституционного развития страны юридически закрепила принцип своего верховенства. Одним из юридических свойств Конституции РФ, то есть правовых признаков, определяющих конституцию как основной закон государства, является ее особая правовая охрана.

По утверждению Ю. А. Дмитриева, «эффективной защитой от выхолащивания смысла Конституции являются суды как общей, так и специальной юрисдикции».

Существенную роль в осуществлении охраны Конституции РФ, а тем самым в обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина играет Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ.

В условиях формирования свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним из существенных признаков которого является господство права, конституции и закона, конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему России и ее субъектов.

Специфическим институтом обеспечения и охраны действия принципа верховенства Конституции является конституционный контроль, который осуществляют органы конституционного правосудия. В России данная функция осуществляется на федеральном уровне Конституционным Судом РФ, а на региональном – органами конституционной юстиции субъектов РФ.

Интересно
Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, являющийся одной из основ конституционного строя России, получил свое логическое завершение с образованием конституционных (уставных) судов в субъектах РФ. Деятельность органов конституционного контроля в субъектах Российской Федерации оказывает влияние на развитие правового государства, в рамках построения которого идет формирование новой правовой системы.

Режим, при котором обеспечивается соблюдение конституционных норм, можно определить понятием конституционная законность. Это система реально действующего права, обеспечивающая полное действие Конституции РФ.

Для режима конституционной законности характерны следующие признаки.

Правовой характер самой конституции как основного (высшего) закона государства. Содержание конституционной законности составляет не сам по себе факт существования конституции, а наличие такой конституции, которая адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства.

Идеальный вариант: юридическая и фактическая конституции должны совпадать.

Профессор Н. В. Витрук пишет: «Главное в легитимности конституции – это насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает».

По его мнению, действие Конституции РФ, реализация ее положений показали, что Конституция стала фундаментом и инструментом сотрудничества основных политических сил, установления известного баланса всех ветвей публичной власти, что обеспечивает мирное развитие гражданского общества и политической системы, коренную модернизацию общественных отношений, поступательное движение в достижении целей, провозглашенных Конституцией.

Вместе с тем, например, С. А. Авакьян в своей статье «Практика конституционных реформ: некоторые проблемы», подготовленной в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг., рассуждает о возможностях реформирования действующей Конституции РФ, ее пересмотра, принятия поправок к Конституции.

Высшая юридическая сила и верховенство Конституции Российской Федерации, закрепленные в качестве юридических свойств Основного закона в ч. 4 ст. 15 и в ст. 4 Конституции РФ.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации», суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Это положение находит свое развитие в ч. 3 ст. 5 указанного Закона, где закреплено, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепринятым принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

Прямое действие конституции. Прямое действие Конституции РФ – впервые закреплено в ст. 15 и 18 Конституции РФ в 1993 г. Правоприменительная практика всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц должна соответствовать конституции.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 31.09.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует во всех субъектах, а конституции субъектов – на всей территории соответствующих субъектов Федерации. То есть конституционная законность в федеративных государствах имеет два уровня: конституционная законность в рамках всего федеративного государства и конституционная законность в границах соответствующих субъектов Федерации.

Полное осуществление, реализация конституции, всех ее положений в действиях должностных лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений. Конституционная законность есть исполнение конституции и только конституции.

Эффективная система обеспечения действия конституции и ее охраны (защиты). Конституционная законность как раз и состоит в том, что должностные лица не только полно выполняют требования конституции, но и выявляют нарушения конституции, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности.

Поэтому конституционная законность обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия конституции государства. Эта эффективная система обеспечивает действие Конституции Российской Федерации и ее охрану (защиту).

Механизм правовой защиты Конституции РФ – это система правовых институтов и процедур, обеспечивающая действие и соблюдение Конституции РФ.

Набор элементов, входящих в этот механизм, по-разному определяется в литературе. Иногда очень широко.

Так, например, В. В. Лазарев включает в него:

  • совершенствование законодательства;
  • порядок внесения конституционных поправок;
  • надзорно-контрольные меры (контроль парламентский, управленческих органов, судебный, общественный, специализированный конституционный, ведомственный, прокурорский надзор);
  • меры защиты; меры ответственности.

Но в то же время автор не исключает и понимание правовой охраны (защиты) в более узком, специальном смысле, как совокупность надзорно-контрольных полномочий и мер со стороны государственных органов, обладающих правом проверки содержания нормативных актов и действий адресатов права на предмет их соответствия Основному закону.

Интересно
М. В. Баглай, отмечая, что главная ответственность за соблюдение и охрану конституции падает на должностных лиц и органы государства, в то же время считает необходимым, например, признать и за народом (в силу его суверенитета и естественного права) право на активные действия по охране конституции в чрезвычайной ситуации, когда возникает непосредственная угроза существованию конституции путем совершения государственного переворота (в Германии, например, аналогичное право народа закреплено в Основном законе страны, п. 4 ст. 20).

Ж. И. Овсепян, рассматривая зарубежный опыт правовой защиты конституций, относит к ее механизму такие институты, как конституционный надзор и судебный конституционный контроль, конституционный контроль, осуществляемый парламентом, конституционный референдум, вето главы государства.

Л. В. Лазарев, например, считает, что в правовой защите конституции участвует самый широкий круг государственных органов и должностных лиц:

  • глава государства;
  • парламент;
  • правительство;
  • конституционные суды;
  • вся судебная система;
  • органы прокуратуры;
  • институт уполномоченного по правам человека.

Все они осуществляют неспециализированный конституционный контроль, а специализированный конституционный контроль осуществляют только Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим лишь некоторые из этих институтов с присущими им функциями, полномочиями и процедурами, используемыми для правовой охраны конституции, поскольку данное исследование посвящено Конституционному Суду Российской Федерации.

Главная ответственность за соблюдение и охрану конституции падает на должностных лиц государства. В России – это, прежде всего, Президент, который, согласно Конституции, является ее гарантом (ч. 2 ст. 80).

В целях охраны Конституции он:

  • обязуется ее защищать (ч. 1 ст. 82 о присяге Президента); обеспечивает совместно с Правительством в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны (ч. 4 ст. 78); обладает правом вето применительно к принятым федеральным законам (ч. 3. ст. 107);
  • может посредством согласительных процедур разрешать разногласие между органами государственной власти и приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия федеральной Конституции и законам, международным обязательством страны или нарушения прав и свобод человека (ст. 85);
  • имеет право отменить акты федерального Правительства в случае противоречия Конституции и федеральным законам (ч. 3 ст. 115) и т. д.

Федеральное Собрание в целом, его палаты не наделены Конституцией какими-либо полномочиями в сфере конституционного контроля. Но Парламент Российской Федерации также обеспечивает охрану Конституции. Так, палаты осуществляют предварительный конституционный контроль при подготовке и принятии ими законов, могут отменить действующий федеральный закон, считая его противоречащим Конституции.

М. В. Баглай считает, что «функцию обеспечения конституционной законности в сфере нормотворчества нельзя целиком вверять парламенту, поскольку он принимает законы и вряд ли мог бы стать эффективным средством самоконтроля».

Конституция предусматривает назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, что является своеобразным аналогом омбудсмена в ряде государств. По замыслу создателей Конституции он призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь конституционных гарантий.

Федеральный закон о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» обязал Правительство представлять Государственной Думе отчеты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

На наш взгляд, осуществление контрольных полномочий, также должно способствовать обеспечению охраны Конституции, реализации режима конституционной законности.

Конституция не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Правительство, Верховный Суд РФ. Но ясно, что как в силу своих конституционных полномочий, так и при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу конституционному строю, они обязаны действовать в соответствии с Конституцией и в ее защиту. Такая же обязанность должна быть признана в отношении Вооруженных Сил и правоохранительных органов, находящихся в ведении исполнительной власти.

Прокуратура РФ, не входящая ни в одну из трех ветвей власти, осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов, принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и т. д.

Понятие «конституционного контроля» часто употребляется в одном смысле с понятием «конституционный надзор», хотя контроль и надзор – термины не идентичные. Под контролем обычно понимают право какого-то органа проверять деятельность вплоть до отмены актов другого, подконтрольного органа.

Надзор же сводится к наблюдению, позволяющему указать на ненадлежаще принятый или незаконный акт, который поднадзорный орган должен изменить или отменить сам, т. е. надзорный орган не вправе отменить незаконный акт.

В то же время контролирующий орган в большинстве случаев наделен эффективным средством воздействия – правом отмены незаконных актов. Именно это и отличает контроль от надзора.

Полномочиями по осуществлению конституционного надзора обладают в той или иной мере все государственные органы, общественные объединения.

По утверждению Ю. Л. Шульженко, «специфическая черта конституционного надзора в России заключается в том, что одна из основных ролей в данной сфере принадлежит прокуратуре как особому государственному органу, главной задачей которого является осуществление надзора за точным соблюдением законов».

По нашему мнению, сущность конституционного контроля верно отражена в определении, приводимом А. Н. Кокотовым, который считает, что «конституционный контроль – это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, направленная на защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции в государстве и обществе, ее прямого и непосредственного действия».

Судебный конституционный контроль является самостоятельной организационно-правовой формой реализации судебной власти и важной формой проявления судебного контроля.

Целями судебного конституционного контроля являются: обеспечение верховенства Конституции; обеспечение конституционно установленного разделения и баланса власти; защита прав и свобод личности.

К функциям судебного конституционного контроля относятся:

  • функция защиты основ конституционного строя России, конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • функция официального толкования Конституции РФ (только Конституционный Суд РФ);
  • функция контроля за конституционностью нормативных актов различных видов;
  • функция обеспечения разрешения политических конфликтов.

Различаются следующие виды конституционного контроля:

  • по времени осуществления:
  • предварительный (превентивный, предупредительный) – означает проверку конституционности закона после его принятия парламентом до его промульгации (подписание и обнародование);
  • последующий (репрессивный) – распространение на вступившие в силу, действующие юридические акты.
  • по правовым последствиям:
  • консультативный – решение имеет больше моральный характер;
  • учреждающий (постановляющий) – решение обязательно для исполнения.
  • по обязательности проведения:
  • обязательный (предварительный) контроль – чаще всего является обязательным);
  • факультативный – проводится по инициативе управомочного органа либо индивида в случае сомнении относительно конституционности акта.
  • по способу проведения: абстрактный – проверка конституционности акта вне связи с каким-либо конкретным делом (м. б. предупредительным).
    конкретный – осуществляется только в связи с конкретным делом для индивидов, юридических лиц и всегда последующий.
  • по основаниям проверки конституционного акта:
  • материальный – проверяется содержание акта;
  • формальный – по форме акта и по способу его принятия (например, правомочность принятия акта каким- либо органом).

Конституционное правосудие в Российской Федерации как высшая форма конституционного контроля, как правило, является последующим (репрессивным), учреждающим (постановляющим), обязательным, как абстрактным, так и конкретным, как материальным, так и формальным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)