Полномочия Конституционного Суда РФ
Полномочия – это один из элементов характеристики любого органа государственной власти; первый из обязательных признаков органов государственной власти. Содержание полномочий заключается в том, что орган власти имеет право принимать общеобязательное решение и даже принуждать к их исполнению.
Конституционный Суд РФ, являясь органом судебной власти, имеет полномочия специального характера по сравнению с другими судебными органами.
В нем четко определены характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти. Следовательно, Конституционный Суд, прежде всего, составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права.
Полномочия Конституционного Суда РФ закрепляются в ст. 125 Конституции РФ и в ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ:
- разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
- федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
- разрешает споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации; - между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
- по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
- по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
- дает толкование Конституции Российской Федерации;
- дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
- выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
- осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Говоря о полномочиях Конституционного Суда РФ, следует заметить, что в ч. 3 ст. 100 Конституции РФ предусмотрена возможность направления Конституционным Судом посланий Федеральному Собранию РФ. Причем, в ст.
125 Конституции РФ и в ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» об этом специально не сказано.
Раскрывая содержание отдельных полномочий Конституционного Суда РФ, следует подчеркнуть, что он является единственным в стране органом, наделенным полномочием по официальному толкованию Конституции РФ (аутентичное толкование Основного Закона практически невозможно в силу того, что Конституция РФ принята гражданами России путем всенародного голосования).
Правом на обращение в Конституционный Суд с запросом о толковании обладают:
- Президент РФ;
- Совет Федерации;
- Государственная Дума;
- Правительство РФ;
- органы законодательной власти субъектов РФ.
Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является обязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. При этом речь идет не о казуальном толковании Конституции (т. е. толковании Основного Закона в связи с реализацией Конституционным Судом РФ иных своих полномочий), а о толковании Конституции в качестве самостоятельного полномочия Конституционного Суда, реализованного на основании специального запроса о толковании.
Участвуя в предусмотренной ст. 93 Конституции РФ процедуре отрешения Президента РФ от должности, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
С запросом в Конституционный Суд РФ обращается Совет Федерации после того, как соответствующее обвинение выдвинула Государственная Дума, а Верховный Суд РФ дал заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления. В случае принятия Конституционным Судом РФ решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения дальнейшее рассмотрение обвинения прекращается.
А, например, предусмотренное Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5 «О референдуме Российской Федерации» полномочие Конституционного Суда РФ по проверке конституционности документов и материалов, представленных в связи с реализацией инициативы проведения федерального референдума Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 № 9- ФКЗ прямо закреплено в части первой статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в дополнительном пункте.
Конституционный Суд РФ осуществляет главным образом последующий конституционный контроль, т. е. осуществляет проверку уже вступивших в силу правовых актов. Однако предусмотрено осуществление и предварительного конституционного контроля, в частности, проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров, инициативы проведения референдума. При этом конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, преимущественно инициативный (факультативный).
Поводом к рассмотрению дела является соответствующее обращение в Конституционный Суд с запросом, ходатайством или жалобой (конкретная форма зависит от субъекта и предмета обращения); Конституционный Суд не вправе осуществлять производство по делу по собственной инициативе. В то же время есть примеры и обязательного конституционного контроля: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, проверка конституционности международного договора о принятии в состав России нового субъекта РФ или материалов по реализации инициативы проведения общероссийского референдума.
Несомненно, что известная политизация Конституционного Суда в любой стране неизбежна, так как предмет его деятельности – контроль за соблюдением Основного закона, который всегда является не только юридическим, но в не меньшей степени и политическим документом. При этом, однако, Конституционный Суд не должен допускать своей чрезмерной вовлеченности в политику. Такая политизация должна быть ограничена рамками специализации различных ветвей власти. Конституционный Суд влияет на политику, но опосредованно, ибо главная его задача – обеспечение баланса между существующей в стране социальной практикой и нормами Конституции.
- Характеристика решений Конституционного Суда РФ
- Принципы деятельности Конституционного Суда
- Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ
- Состав и порядок образования Конституционного Суда РФ
- Конституционно-правовой статус Конституционного Суда РФ
- Создание и основные этапы деятельности Конституционного Суда РФ
- Понятие и сущность конституционного контроля
- Понятие и значение судебной власти
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу