Понятие и содержание индивидуальной воспитательной работы с осужденными

Индивидуальная воспитательная работа с осужденными представляет собой систему целенаправленных психолого-педагогических и режимно-правовых воздействий, применяемых с учетом индиви­дуальных особенностей личности на основе вовлечения их в трудовую, учебную и иную полезную деятельность.

Стратегическими задачами индивидуальной воспитательной работы с осужденным являются: преодоление криминогенных склонностей личности осужденного, тех психических свойств и качеств личности, которые могут детерминировать преступное поведение; формирование правосознания, социальных навыков и умений, необходимых для его положительной адаптации в обществе и правопослушного образа жизни после освобождения от отбывания наказания.

Тактическими задачами индивидуальной воспитательной работы с осужденным являются:

  • формирование правопослушного (примерного) поведения в период отбывания наказания;
  • развитие добросовестного отношения осужденного к труду, вовлечение его в общественно полезную активность (работу самодеятельных организаций);
  • искоренение (девальвация) воровских традиций и обычаев.

Достижение указанных стратегических и тактических задач требует реализации комплекса воспитательных мероприятий в отношении каждого осужденного.

Следует отметить основные элементы индивидуальной воспитательной работы с осужденными:

  1. Изучение личности осужденного, образа его жизни и выработка на этой основе программы индивидуальной воспитательной работы.
  2. Разъяснение осужденному его правового положения, требований к поведению, порядка и условий отбывания наказания, возможностей досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким и оказание помощи в адаптации осужденного в ИУ.
  3. Включение в трудовую, учебную и другую полезную деятельность и формирование добросовестного отношения к ней.
  4. Постоянное педагогическое воздействие, направленное на формирование правосознания, нравственной культуры, закрепление положительных и исправление отрицательных стремлений и качеств личности.
  5. Оказание моральной поддержки и психологической помощи в исправлении, укреплении веры в необходимость и возможность нормальной адаптации в обществе.
  6. Контроль за поведением и приучение к соблюдению установленного порядка отбывания наказания и нравственных норм путем использования педагогических методов и дисциплинарных мер воздействия.
  7. Оказание содействия в поддержании социально полезных связей, подготовке к освобождению, иной социальной помощи.
  8. Периодическая оценка изменений поведения и личностных качеств осужденного и постановка педагогических задач.

Важным элементом индивидуальной воспитательной работы является изучение личности осужденного, которое начинается с момента его поступления в учреждение для отбывания наказания и продолжается до момента освобождения. Изучаются социально-демографические, криминологические и психолого-педагогические данные, на основе которых составляется индивидуальная исправительная программа, включающая в себя вышеперечисленные элементы.

Содержание и результаты индивидуальной воспитательной работы с осужденным отражаются в тетради индивидуальной воспитательной работы (тетрадь ИВР), которую ведет начальник отряда (в ВК – воспитатель).

При осуществлении индивидуальной воспитательной работы используются возможности самовоспитания, обеспечивается сознательное включение осужденного в процесс исправления.

Официальной формой выражения осужденным своего стремления к правопослушному поведению является письменное обязательство, которое он собственноручно добровольно готовит с помощью начальника отряда (воспитателя) и принимает на заседании совета воспитателей отряда.

Обязательство должно носить комплексный характер, отражать намерения осужденного добросовестно выполнять производственные задания, нормы выработки, учиться в школе, ПТУ, соблюдать установленный порядок отбывания наказания, выполнять работы по благоустройству и самообслуживанию, принимать участие в воспитательных мероприятиях и других формах занятости, способствовать своим поведением поддержанию порядка и утверждению в коллективе осужденных нравственных норм взаимоотношений, выполнять рекомендации по преодолению определенных своих отрицательных привычек и черт характера и т. д.

Подготовленное обязательство утверждается, как правило, на ближайшем со дня его подписания осужденным заседании совета воспитателей отряда. Осужденный считается принявшим обязательство с даты его подписания, что отражается в протоколе совета воспитателей отряда.

Обязательство с выпиской из протокола заседания совета воспитателей отряда об его утверждении приобщается к личному делу осужденного

Выполнение намерений, изложенных в обязательстве, учитывается при оценке поведения осужденного и его готовности вести правопослушный образ жизни после освобождения.

Индивидуальную воспитательную работу с осужденными отряда организует и проводит начальник отряда. В этой работе участвуют члены совета воспитателей отряда, а также другие сотрудники ИУ (СИЗО), непосредственно работающие с осужденными отряда. Они участвуют в изучении личности осужденных, контролируют их поведение и оказывают воспитательное воздействие, направленное на формирование добросовестного отношения к труду, учебе и сознательное соблюдение установленного порядка отбывания наказания, нейтрализацию отрицательных склонностей и черт личности и формирование положительных социальных установок и жизненных планов.

Интересно
Сотрудники, работающие непосредственно с осужденными, доводят начальнику отряда сведения о личности и поведении осужденных, проводимой с ними работе, вносят предложения по индивидуальному подходу к ним, ходатайства по оказанию социальной помощи, применению мер поощрения и взыскания.

При постановке осужденного на профилактический учет для проведения с ним более интенсивной и глубокой воспитательной работы за ним закрепляется приказом начальника ИУ в качестве шефа член совета воспитателей отряда, другой сотрудник либо один из заместителей начальника ИУ. За одним сотрудником может закрепляться не более пяти осужденных.

Индивидуальное шефство предусматривает параллельное с начальником отряда, воспитателем в ВК проведение воспитательной работы, основанной на глубоком изучении личности осужденного, формировании у него доверительного отношения к шефу в сочетании с оказанием осужденному психологической, а также разрешаемой социальной помощи.

Сотрудник, закрепленный за осужденным в качестве шефа, регулярно не реже одного раза в месяц проводит с ним беседы, вносит предложения и ходатайства начальнику отряда и руководству ИУ в отношении осужденного.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)