Понятие и содержание законодательной техники

Сложность понимания законодательной техники обусловлено множеством взглядов и подходов к определению её сущности и содержания.

К числу первых исследователей законодательной техники следует отнести Р. Иеринга, который сформулировал важные правила подготовки и написания законов. Среди видных исследователей этой проблематики следует назвать: Ф. Жени, С. Дабэн, Р Лукач и др., которые давали разные оценки относительно содержания и классификации юридической техники.

Среди отечественных исследователей наиболее заметную лепту в развитие законодательной техники внесли А. Нашиц, А.Д. Керимов, Ю.А. Тихомиров, Д.В. Чухвичев и др.

Так, А. Нашиц рассматривает законодательную технику в широком и узком смыслах:

  • в широком смысле законодательная техника включает в себя науку о законодательной деятельности, законодательную политику, и законодательную технику;
  • в узком смысле законодательная техника рассматривается как совокупность технических средств и приемов построения правовых норм.

Д.А. Керимов соотносит законодательную технику с правилами конструирования и систематизации законов.

Ю.А. Тихомирова, рассматривая законодательную технику, как систему правил, предназначенных и используемых для познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона, выделяет две её части:

  • содержательную часть, связанную с адекватным отражением в законе социальной реальности и потребности;
  • формально-юридическую часть, соотносящуюся с юридическим оформлением предназначенных для регулирования общественных отношений.

Эволюция знаний о законодательной технике способствует дальнейшему развитию и научному обоснованию этой проблемы. В науке появляются новые подходы к оценке сущности и содержания законодательной техники как комплекса принципов и приемов законотворчества, занимающих важное место в едином процессе создания системы нормативных правовых актов.

Таким образом, законодательная техника «представляет собой методологию воплощения в объективной форме – в форме нормативных правовых актов органов государственной власти – абстрактно существующей нормы права, являющейся выражением объективной необходимости общественного развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)