Понятие и содержание воспитательной системы исправительного учреждения

Интегративное понятие «воспитательная система» возникло в 70–80-х гг. ХХ в. и относилось в первую очередь к школьной педагогике. Его появление было обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в советской науке.

Благодаря исследованиям Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, Е.В. Бон­даревской, З.И. Васильевой, Б.З. Вуль­фова, А.В. Гавилина, О.С. Газмана, О.В. Заславской, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С. Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Сели­вановой, А.М. Сидоркина, Е.Н. Степанова, Ю.П. Сокольникова, Н.М. Та­ланчука созданы теоретические и методические основы воспитательных систем, что позволило значительно обогатить педагогику новыми знаниями о системной природе и сущности воспитательного процесса, его компонентах и структуре, закономерностях построения, управления и преобразования, путях и способах развивающего влияния на личность.

Академик РАН Л.И. Новикова и ее коллеги Н.Л. Селиванова и В.А. Караковский под воспитательной системой понимают развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов:

  • целей, ради которых система создается;
  • совместной деятельности людей, ее реализующих;
  • самих людей как субъектов этой деятельности;
  • освоенной ими среды;
  • отношений, возникающих между участниками деятельности;
  • управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы.

Главное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности человека (стратегическая цель). В зависимости от концепции воспитания и условий его осуществления можно также выделить специфические задачи системы, например, в школьной воспитательной системе – развитие личности ученика, включающее его обучение и образование; в военной воспитательной системе – формирование личности военнослужащего, обладающего умениями и навыками ведения боевых действий; в исправительной педагогике – формирование готовности осужденного к правопослушному поведению и т. д.

Воспитательные системы являются неотъемлемой составляющей любого социального института, обеспечивающего целенаправленное развитие (формирование) человека: детский сад, школа, воинское подразделение, а также ИУ.

Воспитательная система ИУ – целенаправленная система, в которой исправительное педагогическое воздействие сотрудников всех служб учреждения, осуществляемое в специфических условиях исполнения уголовных наказаний, направлено на формирование готовности осужденных к правопослушной жизни после отбытия наказания.

Воспитательная система ИУ – это не отдельная служба ИУ, а особое качественное состояние всего учреждения, когда элементы, составляющие эту систему, их отношения и связи образуют целостность, имеющую педагогическую исправительную направленность.

Воспитательная система ИУ, имея ту же сложную структуру (цели, деятельность, субъект деятельности, отношения, среда, управление), что и любая другая, обладает рядом существенных отличий от нее.

К основным элементам воспитательной системы ИУ относятся:

  1. Цель воспитательной системы ИУ – исправление осужденных, т. е. формирование их готовности вести правопослушный образ жизни после отбытия наказания. Данная цель законодательно закреплена ч. 1 ст. 7 УИК Республики Беларусь. Стратегическими задачами системы являются: ликвидация криминогенных склонностей личности; формирование антикриминальной устойчивости личности, выражающейся в неприятии преступного способа решения жизненных проблем даже при вынуждающих условиях и воздействиях; формирование готовности к использованию правомерного способа обеспечения удовлетворения материальных и иных потребностей в различных сферах жизнедеятельности и разрешения проблемных ситуаций как альтернативы имевшимся криминогенным склонностям;
  2. Объект исправления: осужденные за уголовные преступления.
  3. Субъект исправления: сотрудники всех отделов и служб ИУ, в том числе вольнонаемные, работники республиканского унитарного производственного предприятия, располагающегося на территории учреждения, учителя и преподаватели учреждений образования (школ, ПТУ), располагающихся на территории учреждения, представители общественных объединений, религиозных организаций, трудовых и иных коллективов, осужденные при условии создания коллективов осужденных в учреждении, самоуправления в их среде.
  4. Комплекс средств, форм, методов и направлений работы предназначенный для исправления осужденных: средства (установленный порядок отбывания наказания, общественно полезный труд, воспитательная работа, общеобразовательное и профессиональное обучение, общественное воздействие (ч. 2 ст. 7 УИК Республики Беларусь)); формы (беседа, диспут, лекция, День отряда, аттестование осужденного, собрание отряда осужденных); методы (убеждение, метод взрыва, тренировка, приучение, поощрение, наказание, требование); направления (правовое, нравственное, физическое, санитарно-гигие­ническое, трудовое).
  5. Специфические условия, в которых осуществляется исправительный процесс, в котором возникают и протекают особые социально-психологические отношения между объектом и субъектом воздействия. Так, исправительный процесс протекает в учреждениях, исполняющих наказания. К ним относятся исправительные учреждения закрытого типа (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы), следственные изоляторы, а также ИУ открытого типа. Исправительный процесс жестко регламентирован правовыми нормами, осуществляется в условиях полной либо частичной изоляции осужденных от общества, в замкнутом пространстве, в педагогически неблагоприятной среде преступников, которая оказывает негативное воздействие на личность.
  6. Управление, обеспечивающее существование и развитие системы, включает в себя внешнее управление системой и внутреннее. К органам внешнего управления воспитательной системы ИУ относятся управление организации исправительного процесса ДИН МВД Республики Беларусь, управления ДИН МВД Республики Беларусь по областям. Субъектами непосредственного управления системой (внутреннее управление) являются начальник исправительного учреждения, заместитель начальника, обеспечивающий организацию исправительного процесса, другие заместители, а также руководители среднего звена – начальники (их заместители) отделов и служб, начальник отделения воспитательной работы в отрядном звене. Управление системой включает в себя планирование исправительного процесса, его осуществление, контроль и анализ достигнутых результатов.

Основные черты воспитательной системы ИУ:

  • социально-педагогическая направленность системы (направлена на достижение социально значимой цели: формирование правопослушного гражданина, человека, не нарушающего нормы уголовного закона. Ее функционирование связано с реализацией целого ряда педагогических задач, для решения которых используются разнообразные формы, приемы и методы педагогической деятельности);
  • ценностноориентированность системы (ориентирована на общечеловеческие гуманные ценности в формировании личности, гуманистические принципы исправительной деятельности: соблюдение законности в процессе исправления осужденных, сочетание требовательности к осужденным с гуманным справедливым отношением к ним, опору в воспитательной работе на положительные качества личности, индивидуальный и дифференцированный подход в процессе исправления и т. д.);
  • целостность системы (состоит из вышеперечисленных взаимосвязанных элементов, обладает системными интегративными качествами. Вычленять из этой системы отдельно воспитательную, карательную (оперативно-режимную), производственную или какую либо иную подсистему практически невозможно, поскольку человека воспитывает вся система отношений, вся его жизнедеятельность);
  • открытость системы (имеет множество связей и отношений с окружающей социальной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие этой системы. Решая исправительные задачи, происходит постоянное взаимодействие с исполнительными и распорядительными органами государственной власти и управления (социальной защиты, труда, комиссии по делам несовершеннолетних, территориальные органы внутренних дел, образования и т. д.). В системе используются психолого-педагогические технологии, наработанные в других отраслях педагогики и психологии, опыт иных воспитательных систем учреждений УИС. С другой стороны, осужденные как объект воздействия постоянно подвержены внешнему воздействию социума (родственников, СМИ и т. д.));
  • сложность системы (обусловлена большим количеством компонентов и связей между ними. Интегрирует в достижении стратегической педагогической цели (исправление) усилия совершенно разных служб учреждения (воспитательная, оперативная, тыловая, производственная), которые решают частные задачи).

Функциями воспитательной системы ИУ являются:

  1. Интегрирующая (приводит к соединению в единое целое ранее разрозненных, несогласованных воспитательных, режимных и иных воздействий, наполняет педагогическим смыслом различные виды деятельности осужденных: трудовую (производственную), учебную, художественную, общественную и т. д.).
  2. Регулирующая (направлена на упорядочение педагогических процессов и их влияния на формирование личности осужденного, управление педагогическими процессами).
  3. Развивающе-корректирующая (создает условия для развития личности осужденных, коррекции их поведения, направленные на устранение криминогенных склонностей личности и формирование качеств, необходимых для правопослушной жизни после освобождения).

Изучая исправительную педагогику, можно изучить основные элементы воспитательной системы ИУ, ее особенности. Особенности воспитательной системы ИУ в первую очередь обусловлены целью (исправление личности, ее перековка), условиями, в которых осуществляется исправительный процесс, а также объектом и субъектом исправления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)