Понятие и особенности культуры

Но сначала несколько слов о том, что же такое «культура».

Само слово происходит от латинского сикуга – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Новая философская энциклопедия даёт ему следующую характеристику:

«…Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения представлены многообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует этот опыт (передают его от поколенияк поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества».

Большая современная энциклопедия «Педагогика» даёт свою трактовку, несколько отличающуюся от философской:

«Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. В более узком смысле принято говорить о материальной (техника, производственный опыт, материальные ценности, созданные в процессе производства) и духовной культуре (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения и т.д.)».

Культура – явление историческое, развивающееся в зависимости от смены общественно-экономических формаций. Будучи зависимой, духовная культура не изменяется автоматически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов и т.д.).

Известный немецкий философ и социолог Георг Зиммель писал, что идея культуры – «это путь души к самой себе. И далее:
«Великое предприятие духа – преодолеть объект, как таковой, творчеством самого себя, духа в форме объекта, и возвратиться обогащенным этим творением обратно к себе, удается бесконечное число раз, однако дух должен оплачивать свое самосовершенствование трагическим риском, в закономерности сотворенного им мира вызвать к бытию логику и динамику, отклоняющие содержание культуры, со всё растущим ускорением, со всё увеличивающимся отстоянием от настоящих целей культуры».

Интересно
Как известно, в историческом развитии понятия «культура» была своя внутренняя логика: движение мысли шло от отождестствления культуры со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности, благодаря которой создаётся надприродная сфера человеческого бытия. И на каждом из этих этапов вводились разные определения культуры. Известные американские культурологи А.Кребер и К.Клакхон насчитали таких определений около 300.

Один из выдающихся основоположников философии культуры Освальд Шпенглер, автор знаменитой книги «Закат Европы»,
выделил в мировой истории восемь культур, которые, по его мнению, достигли зрелости. Это египетская, индийская, вавилонская, китайская, «магическая» (арабо-византийская), «аполлоновская» (греко-римская), фаустовская (западно-европейская) и культура «майи». В дальнейшем Шпенглер собирался сделать предметом обсуждения будущую русско-сибирскую культуру.

Их существование в разные времена на самых отдалённых территориях Планеты свидетельствует, по мысли Шпенлера, не о
едином процессе мировой истории, а о единстве проявления жизни во Вселенной. Движение истории, её логика – это развитие и закономерные превращения (юность, расцвет, упадок) предельно обобщенных культурно-исторических форм.

Педагогика как наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработанные на этой основе теории и методики воспитания и обучения в качестве специально организованного процесса является одной из главных составляющих общей культуры, а история педагогики неразрывно связана с «роковым кругом»: от зарождения той или иной цивилизации (культуры) к расцвету, упадку, надлому и гибели.

Но прежде, чем говорить об образовании и воспитании у народов древних культур, очень коротко остановимся на происхождении воспитания и на том, как проходил процесс воспитания в первобытном обществе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)