Педология

Педология — это наука о детях, направление в педагогике и психологии, ставящее целью объединить биологические, социальные, психологические и другие подходы к развитию ребенка (то есть в ней шла речь о комплексном подходе).

Основателем педологии признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию. Сам же термин придумал его ученик О. Крисмент.

Но еще в 1867 г. русский педагог К.Д. Ушинский в труде «Человек как предмет воспитания» предвосхитил появление педологии.

Он писал:

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Содержание педологии составила совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических подходов к развитию ребенка, однако эти подходы оказались связанными между собой чисто механически.

Интересно
Распространение педологии в России в 1920-1930-е годы сопровождалось острыми дискуссиями о её предмете, задачах и методах. Вместе с тем, в исследованиях ученых, работавших в области педологии, был накоплен большой эмпирический материал о развитии поведения детей. Безусловно, ценным в педологии было стремление изучить развитие ребенка в условиях комплексного подхода, практической направленности на диагностику психического развития.

Однако постановлением ЦК ВКП (б) в 1936 году педология в СССР была объявлена «псевдонаукой» и прекратила свое существование, хотя многие идеи (уже вне русла педологии) сохраняются и по сей день.

Результатом разгрома педологии явилось торможение развития педагогической и возрастной психологии, отставание в области психодиагностики, ослабление внимания к личности ребенка в процессе обучения и воспитания (т.н. «бездетность» педагогики).

В педологии было много полезного, хотя и спорного.

К примеру, известный педолог Вейсенберг делил жизнь на 3 эпохи:

  1. Прогрессивный рост / период прироста в длину с общей убывающей скоростью.
  2. Стабильный рост.
  3. Регрессивный рост.

Поскольку рост и размножение обычно не совпадают, другой педолог – Фардель – делил жизнь на:

  1. Период, предшествующий размножению.
  2. Период размножения.
  3. Период угасания способности к размножению.

Соединяя определения Вейсенберга и Фарделя, можно детству дать следующее определение: детство есть эпоха прогрессирующего роста, предшествующая эпохе размножения. А отсюда и педологию можно определить как науку о возрастном симптомокомплексе детства – эпохе прогрессирующего роста.

Симптомокомплекс – это рост, конституция и поведение, которые образуют как бы единый комплекс явлений, который, будучи рассматриваемый в связи с возрастом, и называется симптомокомплексом.

Глубоко и всесторонне разрабатывалась методика педологического анализа педагогического процесса.

«Педологический анализ, – по мнению Льва Выгодского, – охватывает и воспитательную сторону, и сторону обучения ребенка».

И далее:

«Часто употребляется сравнение – педагогика относится к педологии так же, как техника к физике. Физика устанавливает законы природы как таковые, а техника использует эти законы. Точно так же и психология, и педология устанавливают законы детского развития, а педагогика строит обучение ребенка на основе этих законов».

«Есть все основания, – писал он, – полагать, что роль обучения в развитии ребенка заключается в том, что обучение создает
зону ближайшего развития. Учитель в процессе обучения создает ряд зародышей, то есть вызывает к жизни процессы развития, которые должны проделать свой цикл, для того чтобы принести плоды. Привить ребенку в прямом смысле слова, минуя процессы развития, какие-нибудь новые мысли нельзя, можно только приучить его к внешней деятельности… Для того, чтобы создать зону ближайшего развития, то есть породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы школьного обучения».

Педология настойчиво изучала наследственность (здесь она близка евгенике и генетике), условия жизни и возраст. Педология разработала основные стандарты педологических измерений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)